Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

29.01.2007 | Кино

В чем сила, Борат?

«Борат» на самом деле очень политкорректен

На легальном DVD вышел фильм «Борат», который не рискнули выпустить в российский прокат. Он собрал большие деньги в Америке и номинирован на «Золотые глобусы» за лучшую комедию года и лучшую мужскую роль в жанре комедии. Теперь каждый у нас сам сможет сделать вывод, действительно ли фильм скандален и в чем его сила.

«Борат», полное название которого «Исследование американской культуры во благо великой казахской нации», авторский проект британского комика Саши Барона Коэна. Его фирменный стиль – непристойность, то есть шутки неполиткорректные и физиологические. Типичный сортирный юмор – в данном случае, это не оскорбление, а четкое определение жанра.

Одно из лиц Коэна, под которыми он фигурирует на английском ТВ, - якобы казахский журналист Борат Сагдиев.

Фильм «Борат» о том, как сей дикий человек из варварского Казахстана едет в Америку по заданию своего правительства, чтобы проинтервьюировать нужных людей и помочь своей стране разрешить ее кризисы. Кризисов три: экономический, социальный и евреи.

Как многие фильмы, которым сопутствуют скандалы, «Борат» на поверку не вполне то кино, какого ждешь. Во-первых, он не шибко смешной. Хотя забавные шутки есть. Боюсь, что фильм испорчен дубляжом – ломаный русский, на котором изъясняется Борат Сагдиев, как минимум неостроумен. Во-вторых, вдруг понимаешь, что незнакомый нам прежде Саша Барон Коэн не столько низкосортный юморист, сколько высококачественный хулиган. Его творческую профессию точнее всего обозначить термином «акционист». Родственники Коэна – Олег Кулик и, если кто еще о таком помнит, Александр Бренер: шутковали они, помнится, задействуя те же самые, что и Саша Барон, части человеческого тела – одно, которое спереди, и одно, которое сзади.

В-третьих, в фильме (это как раз можно было предположить) нет никакого Казахстана. Я понимаю настороженность, которую проявило при слове «Казахстан» наше министерство культуры, не рекомендовавшее фильм для показа в кинотеатрах (мало ли идиотов в наших националистически озабоченных землях?), но в фильме это такой же Казахстан, как и Россия. «Казахов» и «Казахстан» изображают румынские цыгане.

А «казахи» Борат Сагдиев  и сопровождающий его в Америке телепродюсер, мало того, что (если говорить и национальности актеров) еврей и армянин, так еще под видом казахского языка общаются на иврите и армянском.

Уж если против кого и направлена сатира г-на Коэна – так против Америки. Той части ее незамысловатых граждан, которые, если верить фильму, и есть настоящие расисты и антисемиты. А главное, искренне убеждены, что на территориях, находящихся восточнее польской границы, и должны обитать только такие дикие придурки, как Борат Сагдиев: считающие, что у женщин маленький мозг, что все евреи с рогами, придурки, способные справлять большую нужду среди бела дня на лужайке перед знаменитым нью-йоркским небоскребом. Впрочем, Борат Сагдиев регулярно переходит и на польский, так что, возможно, он имеет в виду отношение Америки к территориям, восточнее Германии.

В фильме есть и совсем уже антиамериканские выпады. Толпа, пришедшая на родео, аплодирует, когда Борат Сагдиев, демонстрируя свою лояльность американской политике, желает в приветственной речи, чтобы Джордж Буш высосал кровь из всех мужчин, баб и детей в Ираке.

Еще одна неожиданность, что «Борат» на самом деле очень политкорректен. Над феминистками и лицемерными американскими проповедниками, над которыми среди прочих издевается Саша Барон Коэн, не измывается сейчас только ленивый. Но кого не надо, Саша Барон не задевает.

Все плохие в фильме – только белые, в основном, богатые. Все афроамериканцы – хорошие. А уж если говорить о животных, то ни одно из них фильме не пострадало.

То, что Америка не восприняла фильм как сатиру на себя, вероятно, лишний раз говорит о здоровом отсутствии комплексов у американской нации. А также о том, что «Бората» там, похоже, поставили в особый киноконтекст. Именно в благопристойной Америке время от времени снимаются самые что ни на есть нижепоясные комедии: вспомнить хоть работы братьев Фаррелли, хоть молодежные комедии про потерю невинности типа «Американского пирога». Когда все культурненько и пристойненько – хочется непристойного: вот вам драка в отеле голых Бората Сагдиева и его продюсера, когда один садится задом на физиономию другого. Но фильм братьев Фаррелли «Тупой и еще тупее», по мне, куда остроумнее.



Источник: «Известия», 29.12.2006,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.07.2019
Кино / Театр

Поезд дальнего исследования

Речь пойдет о фильме «Насквозь» Ольги Привольновой, выпускницы Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Почему “Насквозь” оказался ключевым фильмом для обозначения роли Школы в современном документальном кино и каковы возможности взаимодействия документалистики с литературой и театром.

Стенгазета
26.06.2019
Кино

Слон где-то рядом: от чего бегут герои современных фильмов.

Герои Ху Бо мечтают увидеть безмятежного слона, который находится в одном из зоопарков Маньчжурии, и этот слон становится для них символом иной реальности, в которую можно сбежать от жестокого и равнодушного мира. Куда (и как) еще бегут другие герои-беглецы?