США
26.01.2007 | Кино
Американская комедияПопробуйте доказать, что такая мораль не актуальна
В прокат вышел один из фаворитов пред-«оскаровской» премии «Золотой глобус» «Маленькая мисс Счастье» бывших клипмейкеров Валери Фарис и Джонатана Дейтона. Несмотря на вводящее в заблуждение детское название этот фильм, высоко оцененный на западных киносайтах, серьезно исследует феномен менталитета, который считается американским, но становится и новорусским.
О чем это. Об американской семейке, которую фильм представляет как типичную. Поначалу кажется, будто это чистые Симпсоны, придурки. Но нет, они не придурки, зато каждый со своими тараканами. Например, дедушки – наркоман и эротоман. Папа (единственный, кого долго держишь именно за придурка) – оптимистический зануда, надеющийся наконец-то заработать, продав очередное руководство на тему, как перестать беспокоиться, начать жить и сделать успешную карьеру. Дядя – закомплексованный гей-интеллектуал. И т. д. Выходит так, что вся большая семья вынуждена ехать за тысячу миль на полусломанной машине типа нашей «газели», чтобы доставить свою самую маленькую представительницу, смешную пухлявочку Олив, в Калифорнию на дебильный детский конкурс красоты «Маленькая мисс Счастье».
Думаете, это типичный сладкий американский фильм о том, как очень разные люди постепенно находят путь друг к другу? Да, в итоге находят. Но всё, г-да, не так просто.
Что в этом хорошего. Конечно, в «Маленькой мисс Счастье» много смешного, но странно, что она номинируется на «Золотой глобус» как лучшая комедия года. Это драма. Точнее, трагисатира.
В Америке редко, но регулярно делают фильмы о том, что правильные и внешне благополучные граждане – зачастую люди одинокие и глубоко несчастные, в том числе потому, что ощущает себя рабами общественных стандартов: см. «Счастье», «Магнолию», «Красоту по-американски». «Маленькая мисс Счастье» развивает похожую и весьма конкретную тему: что происходит с людьми в обществе, ориентирующем на обязательный личный успех? Продолжающем проповедовать идеологию т . н. Американской Мечты? Если верить «Маленькой мисс Счастье», то выходит следующее: если общество с младых ногтей подразделяет людей на winner и loser, победителей и неудачников, каковыми быть стыдно, то оно обрекает большинство сограждан на депрессию. Ведь победителями могут стать далеко не все.
Эту тему не так давно поднимал недооцененный фильм с Шоном Пенном «Убить президента: покушение на Ричарда Никсона». Там персонаж-лузер решал в отместку за свои жизненные неудачи захватить самолет и обрушить его на Белый Дом (задолго до Бен Ладена - дело происходило в 1970-е). «Маленькая мисс Счастье» исследует ту же тему с иронией, причем печальной. Язвительный пик фильма – детский конкурс красоты в Калифорнии, на который семейство наконец-то приезжает. Все маленькие мисс в возрасте 7-9 лет прибыли на него с жесткой акульей целью стать именно winner – победительницами. При этом выясняется, что они уже собезъянничали все самые отвратительные штампы, выразимся так, барби-модельного кокетства. Они выходят на сцену с рано осознанным стремлением не просто подать, но продать себя. А поскольку выходят в купальниках, а сами размалеваны как взрослые, то шоу приобретает четко порнографический вид – вид шоу для педофилов.
Последней выступает Олив, которая на фоне других выглядит нормальной маленькой девочкой. И тут-то оказывается, что танец, который втайне от остальной семьи ставил для нее дедушка-эротоман – чистый стриптиз. Точнее, смешная пародия на стрип-танец. Зал лицемерно возмущен, но в реальности дедушка и Олив честно обнажили порно-суть происходящего конкурса.
В финале фильма, по моим меркам, многовато морали. Впрочем, и она неглупа. Смысл ее в том, что вся наша жизнь – это постоянно навязываемый нам конкурс красоты. Что тех, кого при жизни считают лузерами, часто потом объявляют гениями. И что надо не гнаться за стандартным успехом, а быть самим собой. Но попробуйте доказать, что такая мораль не актуальна.
Ударный эпизод. Конечно, стриптиз. Но эпизоды с трупом дедушки, внезапно скончавшегося в дороге, который приходится прятать в багажнике, и самой по себе «газелью», заводящейся лишь на ходу, так что семейству, растолкав ее, приходится всякий раз гнаться за ней и запрыгивать в дверь, тоже ударны.
Наш вариант рекламного слогана. А вот еще некоторые из тех, кто начитался Дейла Карнеги.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.