Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

29.12.2006 | Кино

Граждане монстры

Эка невидаль - гражданская война в Испании! Эка невидаль - военные игры взрослых глазами ребенка!

Пора оценить одного из самых безудержных киновыдумщиков современности, вклинившегося в ряд таких фантазеров, как Тим Бёртон, Терри Гиллиам и Питер Джексон. 30 ноября вышел «Лабиринт Фавна» мексиканца Гильермо Дель Торо, фильм - участник последней конкурсной программы Канна. Киноманы следят за Дель Торо с начала 1990-х, после того как увидели сюрреалистический ужастик «Хронос», снятый им еще в Мексике. Потом Дель Торо утвердил себя в Голливуде, тоже населив его невиданными чудищами: смотрите «Блэйда-2» и «Хеллбоя».

Но именно «Лабиринт Фавна» позволяет понять, насколько буйно воображение Дель Торо. Вдобавок именно этот фильм придал ему статус (параллельно со статусом голливудца) модного серьезного режиссера.

«Лабиринт Фавна» - о 10-летней испанской девочке, мама которой в 1944-м вышла за большого военачальника местного масштаба, коменданта затерянной в лесах крепости. Все сложилась бы хорошо для девочки и мамы даже с учетом того, что этот начальник - фашист, то бишь франкист. Ведь режим Франко продержался еще лет тридцать. А гражданская война в Испании закончилась давно, в конце 1930-х. Но возле крепости - все еще очаг партизанского сопротивления. Самое же неприятное: новоявленный папа не просто солдафон, а убийца и садюга. Лично расстреливает без суда и следствия. Вдобавок он семейный тиран. (Удивительное перевоплощение: достаточно молодой актер Серхи Лопес, прославившийся ролью славного маньяка в фильме «Гарри - друг, который желает вам добра», выглядит человеком хорошо за пятьдесят, впрочем, умело скрывающим свой возраст с помощью спортивных тренировок и закаливания.)

Эка невидаль - гражданская война в Испании! Эка невидаль - военные игры взрослых глазами ребенка! У Дель Торо, кстати, перестрелки и впрямь показаны глазами ребенка. Точнее (девочка-то их в фильме не наблюдает), показаны так, как отражаются в детских представлениях. Бои очень странные: люди, ставшие нелюдьми, стреляют в упор друг в друга раз по десять.

Но гражданская война в «Лабиринте Фавна» не самое интересное. Интереснее, что эта война соседствует с детскими кошмарами и детскими же мечтами, порожденными верой в сказку. Внутри крепости фашисты пытают партизан и расстреливают подозрительных, но за ее стенами девочка тайно встречается с козлоподобным гигантом Паном-Фавном, про которого до конца не понятно, Добро он или Зло, тем более что вызывает девочку ночами в такие кошмарные подземные убежища, где и у взрослого душа уйдет в пятки. В реалистических интерьерах крепости фашист-командир с пафосом размышляет о будущем франкистской Испании, но подземелья казарм скрывают, оказывается, безразмерные пространства, куда можно попасть, нарисовав волшебным мелом дверь в стене. Там обитает кошмарнейший огромный тощий Пожиратель детей, который слеп, но видит ладонями, вставив в них (там есть разрезы посередине) глазные яблоки, - впервые в западном кино, при всем его увлечении ужасами, я обнаруживаю персонажа, который достоин быть родственником гоголевскому Вию.

В случае с «Лабиринтом Фавна» приходится с печалью заметить, что этот фильм не найдет у нас своей публики и скорее породит недоумение. Нашему кинобизнесу на родную публику наплевать. Он когда-нибудь погорит на своем пренебрежении, но это в будущем. «Лабиринт Фавна» - классический пример фильма для сетей альтернативного проката, которые есть во Франции, Канаде. Только не у нас. Публика, посещающая альтернативные кинотеатры, знает, что идет на особое, неслучайное кино. У нас - совершенно не понятно, как подавать «Лабиринт Фавна». Бизнес-издания советуют кинотеатрам: все равно подавайте как сказку, пусть и жестокую. Но «Лабиринт Фавна» отнюдь не «Гарри Поттер», хотя Фавн и открывает девочке правду, будто она принцесса волшебного королевства, и дает ей три сказочных задания. Я не противник «Гарри». В конце концов, одним из продюсеров «Лабиринта Фавна» стал друг Гильермо Дель Торо Альфонсо Куарон - режиссер «Гарри Поттера и узника Азкабана» (а заодно фильмов «И твою маму тоже» и «Дитя человеческое»).

Но хотя «Гарри Поттер» от книги к книге становится все мрачнее, а от фильма к фильму - все взрослее, он все-таки в основном для детей. А «Лабиринт Фавна» - однозначно не детский.

Там даже самые вроде бы сказочные сцены - встреча с огромной лягушкой - выворачивают в такое, что детям мало не покажется. Главное же - сказка соседствует с дичайшим натурализмом. В фильме есть эпизод, от которого можно грохнуться в обморок, - когда главный фашист Серхи Лопес, продезинфицировав себя коньяком, на крупном плане зашивает себе суровой ниткой щеку, почти до уха разрезанную отважной партизанкой. Другое дело, что этот эпизод тоже адресует к киномонстрам и традиции киноужасов, причем категории «Б». Это явная цитата из дешевой экранизации «Призрака оперы», в которой монстр-убийца точно так же сшивал себе порченную тленом физиономию. Причем цитата концептуальная: Дель Торо, понятно, хочет сказать, что именно среди людей встречаются настоящие монстры, рядом с которыми пасуют самые уродливые чудовища, порожденные воспаленным сознанием.



Источник: Русский Newsweek, № 46 (124), 27 нояб - 3 дек 2006 ,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.