20.12.2006 | Кино
На Бога надейсяТема Бога, естественно, всегда присутствовала в кино, в том числе современном. Своего рода апокрифом о хождениях святой по мукам является, например, фильм Ларса фон Триера «Рассекая волны». Но интересно, что именно в последнее время появилось несколько картин, смысл которых (как и смысл лунгинского «Острова») сводится к утверждению: «Бог есть». Причем, в отличие от «Острова», это все триллеры, иногда даже с элементами фильмов ужасов.
ФИЛЬМ
«Конец романа» Нила Джордана (1999)
СЮЖЕТ
Детективная мелодрама о писателе, пытающемся раскрыть тайну, куда и почему исчезла женщина, с которой они были счастливы.
ПОСЫЛ
Экранизация романа Грэма Грина, тему которого сам автор определял как «ужасную странность милосердия Божьего». Дело происходит во Вторую мировую, Бог отзывается на мольбу любящей женщины воскресить любимого, но с жестокой зоркостью следит за тем, чтобы она исполнила суровый обет больше этого любимого не видеть.
ФИЛЬМ
«Знаки» М. Найт Шьямалана (2002)
СЮЖЕТ
Триллер о вторжении инопланетян, про которых долго не понимаешь, то ли они Добро, то ли Зло.
ПОСЫЛ
«Бог есть» – собственно, единственная мысль, содержащаяся в подтексте картины. Знаки - это не знаки на пшеничных полях, оставляемые в фильме инопланетянами. Это знаки, которые подает Бог и которые надо загодя распознавать, чтобы в критической ситуации вспомнить: вот тут, чтобы спастись, надо зачем-то махнуть в воздухе бейсбольной битой.
ФИЛЬМ
«Шесть демонов Эмили Роуз» Скотта Дерриксона (2005)
СЮЖЕТ
Реконструкция вроде бы подлинного суда над священником: 19-летняя студентка погибла после проведенного им сеанса экзорцизма.
ПОСЫЛ
Парадоксальный вывод фильма в том, что убедить современное общество в существовании Бога можно только через доказательство существования дьявола, – вот еще причина, почему дьявол так старается внушить миру, будто он мифологический персонаж. Если есть демоны и дьявол – значит, безусловно, есть и Бог.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.