18.12.2006 | Pre-print
«За» были все"Против говорило смутное нравственное чувство и вкус". Начало воспоминаний о Л.Е. Пинском Инны Малинкович
Текст: Инна Малинкович
…Девятнадцать лет – доверчивый возраст. Особенно для интеллигентной, сублимированной единственной дочки, которая выросла, хоть и без отца, но под стеклянным колпаком, не зная нужды и практических забот, избалованная еврейской мамой, потерявшей мужа на войне.
А год 1948. И место – филологический факультет МГУ. Старое здание на Моховой. И в большой аудитории идет открытое заседание кафедры западной литературы.
Уже началась кампания против безродных космополитов. Ю.Випер (vipère*, как прозовут его мои подружки) обвиняет Л.Е.Пинского в злостном игнорировании «критического реализма» в творчестве Расина. В ответном слове Л.Е.Пинский отстаивает свое понимание, ссылается на Герцена, подчеркивавшего идеальную поэтическую сторону французской трагедии 17 века.
Он говорит сухо, замедленно. Последняя фраза звучит более темпераментно: «Лучше ошибаться вместе с Герценом, чем быть правым с вами».
В перерыве я набираюсь храбрости и подхожу к Л.Е., который в одиночестве (уже зачумленный!) прохаживается вокруг балюстрады. Я что-то лепечу о расхождении между справедливостью и действительностью, и Л.Е., поняв не столько слова, сколько мысли, мягко меня успокаивает: «Это все неважно. Не волнуйтесь. А об расхождении этом мы еще поговорим».
Это моя первая личная беседа с Л.Е.Пинским, хотя вот уже полгода, как я сбегаю со своих занятий (западное отделение), чтобы слушать его лекции: на славянском отделении он читает литературу средневековья и Ренессанса, а на русском уже кончил 17-18 век. На западное отделение его не пускают. Нам преподает «гадюка» Ю.Випер (однажды, когда на его лекции я учила английские слова, время от времени отрываясь от тетрадки, он прервал свою лекцию: «Вы что, рисуете на меня карикатуру?») и сам Роман Самарин, завкафедрой западно-европейской литературы, жирный, развязный и циничный, с бегающими глазками, особенно стреляющими во все стороны, когда он произносил: «Скажем прямо…» - язык направо, язык – налево…
Это он, взвесив на ладони тетрадь с моей студенческой работой о Бальзаке, сказал, не раскрыв тетрадку: «Ну что ж, на курсовую потянет». Это он на вышеописанном собрании во время перерыва уговаривал молоденького Кому Иванова не выступать в прениях: «Что у вас общего с этими евреями?» Это он, спустя два года, когда по доносу Эльсберга Леонид Ефимович был арестован, написал для КГБ отзыв о его лекциях – «антисоветская направленность». Гадюка Випер был все-таки чистоплотней – от доноса воздержался: «внутриакадемические разногласия». И тот же Самарин в 51 году, когда Л.Е. уже год, как отсиживал свою десятку, не побрезговал «завалить» мою дипломную работу – очень скучную, очень бездарную и вполне советскую (написанную с одной мыслью – как выйти живой!) только потому, что Л.Е. Пинский был моим дипломным руководителем. Ивашова, которая после ареста Пинского стала моим шефом, говорила мне с глубоким удивлением: «За что это Самарин вас так ненавидит, Инна? Конечно, он всех евреев не любит, но к вам у него нечто особенное!»
Но вернемся к 1949 году. По девической доверчивости, по полному отсутствию влиятельных взрослых и даже невзрослых (с матерью разговаривать было невозможно – она дрожала от страха) я впитывала, как губка, окружающую атмосферу.
Один из провожавших мальчиков изложил мне – сколько раз потом я это слышала! – теорию «двух стульев». «Нельзя сидеть на двух стульях». Надо выбрать, «за» ты или «против». И конечно, если хочешь чего-нибудь в жизни добиться – выбирай «за». «За» были все.
Красивые девочки, которыми я любовалась и завидовала, умные мальчики, на меня обращавшие очень мало внимания, но иногда поучавшие мудрости и марксизму, и, конечно, газеты, радио, все общественные органы. Против? Против говорило смутное нравственное чувство и вкус. Еще в школе начиталась я стихов и, хотя среди любимейших Пастернак и Маяковский стояли рядом, чувствовала, что трудно увязать Грибачева с Боратынским.
В этот неустойчивый момент, помнится, весной 48 года в одной из маленьких комнат филологического факультета, после лекции и состоялся мой второй разговор с с Пинским, решивший мою судьбу вперед лет на 25…
Новая книга элегий Тимура Кибирова: "Субботний вечер. На экране То Хотиненко, то Швыдкой. Дымится Nescafe в стакане. Шкварчит глазунья с колбасой. Но чу! Прокаркал вран зловещий! И взвыл в дуброве ветр ночной! И глас воззвал!.. Такие вещи Подчас случаются со мной..."
Стенгазета публикует текст Льва Рубинштейна «Последние вопросы», написанный специально для спектакля МХТ «Сережа», поставленного Дмитрием Крымовым по «Анне Карениной». Это уже второе сотрудничество поэта и режиссера: первым была «Родословная», написанная по заказу театра «Школа драматического искусства» для спектакля «Opus №7».