28.11.2006 | Театр
Медсестры и ФаустОткрывается театральный фестиваль NET – скучающие медсестры и катакомбный Орфей пояснят, что такое невербальный театр
Восьмой фестиваль Нового Европейского театра – NET, который открывается сегодня, получился тематически цельным. Нынешний NЕТ посвящен разным типам невербального театра – от чего-то похожего на пантомиму или танец, что принято называть physical theatre, до перформанса и театра предмета. Такого театра в России (так же, как, впрочем, и других странах) не много. Но именно его особенно любят фестивали. Организаторы фестиваля – театральные критики Марина Давыдова и Роман Должанский – объясняют, что на этот раз строили программу не на хитах, а на концепции. Прелесть тут именно в том, что каждый из спектаклей демонстрирует свою модификацию визуального театра, и для того, чтобы получить о нем представление, важно увидеть именно всю мозаику, а не пару камешков по отдельности.
Знаменитостей, в российском понимании, на этом фестивале не много.
Пожалуй, знакомых названий будет всего два, и именно им предстоит открывать и закрывать программу. На открытии лауреат «Золотой маски» питерский театр АХЕ сыграет на сцене ТЮЗа «Фауста в кубе» – и это будет единственное представление фестиваля на большой сцене. Это совсем не то, что спектакль с таким же названием (к которому прибавлено уточнение: «2360 слов»), который АХЕ уже полгода играет в Питере. Хотя и малую, питерскую версию привезут на NET. Это не две версии одного спектакля, а диптих. Постарайтесь не запутаться: «Фауст в кубе» на сцене ТЮЗа – это российская премьера (мировая прошла буквально на днях в Ницце) АХЕ с мексиканским театром Linea de Sombra (специализирующимся на physical theatre) и фестивалем «Серпантино» – внешне очень выразительный и эффектный, полный кукол, танцев мексиканских актеров и совершенно бессловесный. Питерский «Фауст в кубе.2360 слов» – наоборот, как и понятно по названию, полон слов. Текст, сочиненный одним из главных участников группы, Максимом Исаевым, – это стилизованный вариант старинной легенды о докторе Фаусте, напоминающий народную книгу Шписа. Читает его композитор и ди-джей группы Андрей Сизинцев, пока Максим Исаев и Павел Семченко устраивают вокруг свое «алхимическое» представление.
И, как говорят, больше всего этот спектакль напоминает их клубное шоу «Plug & play», там вот так же хочется усесться перед сценой с винишком и галетами, чтобы получить уже полное удовольствие.
Но на этот раз такого не будет – питерского «Фауста» сыграют на сцене «Под крышей» театра имени Моссовета.
Второе известное имя NЕТа – это Алвис Херманис, режиссер Нового рижского театра, гастроли двух спектаклей которого – «Лед» и «Долгая жизнь» – НЕТ устраивал нынешней весной. Теперь Херманис привезет свою последнюю премьеру – «Соню» по рассказу Татьяны Толстой, спектакль, уже приглашенный на все возможные европейские фестивали. Здесь текст есть, но он как бы отделен от актера. В то время как один участник представления рассказывает историю (ее даже в Латвии играют по-русски), второй (это мужчина) без единого слова играет Соню – нелепую, мужеподобную и очень трогательную. Спектаклем Херманиса NЕТ закроется.
Из тех имен, что у нас не знают, а надо бы – тридцатипятилетний норвежец Йо Стромгрен, уже успевший прославиться на европейских театральных фестивалях.
Он поставил спектакль «Госпиталь», выразительные фотографии которого смотрят со всех афиш NЕТа. «Госпиталь» – это не танец и не пантомима (играют в нем драматические актрисы), но в то же время и то, и другое. В истории, сюжет которой рассказать сложно, действуют три медсестры, мающиеся без пациентов бездельем в некоем госпитале во время непонятно какой войны. Они мучают друг друга, пытаясь хоть таким образом наполнить свою жизнь смыслом. И в результате это очень смешное представление заканчивается самым настоящим катарсисом.
Британская группа «dreamthinkspeak» показывает свой вариант визуального театра уже близкий к сегодняшнему актуальному визуальному искусству. «Не оглядывайся» – это интерпретация мифа об Орфее и Эвридике, которая выглядит, как развернутая во времени и пространстве большая инсталляция, путешествие зрителя по которой – и есть представление. Спектакль играют в «Проекте «Фабрика», там, в катакомбных переходах бывшей фабрики технических бумаг «Октябрь», и будет разворачиваться история о загробном мире, включающая и видео, и объекты, и кукол, и живых актеров, и тени.
Отдельный фокус в том, что зрителей отправляют в это путешествие по три человека каждые пятнадцать минут для того, чтобы каждый был волен решать сам, как именно его совершить, так же, как он делает это, рассматривая инсталляцию в галерее.
Можно где-то задержаться, что-то пропустить, что-то посмотреть в другом порядке, чтобы опыт каждого от просмотра этого спектакля стал его личным опытом.
«Кода», которую привозят французы, тоже происходит в пространстве современного искусства – ее играют в ЦСИ «Винзавод». Франсуа Танги, которого называют одним из самых интересных постановщиков нового поколения во Франции. С актерами своего театра «Радо» («Плот»), который расположен в огромном ангаре города Ле Ман, он создает завораживающий визуальный театр, где много музыки, а текст не складывается во внятный сюжет, а лишь звучит «голосами» Кафки, Лукреция, Данте и Гельдерлина.
И, наконец, израильская маленькая группа «Клипа», которая соединяет physical theatre и театр предметов в спектакле «Орфей» (тоже по мифу об Орфее и Эвридике. Этот театр, состоящий из двух человек: танцовщицы Идит Херман и нашего бывшего соотечественника, прежнего члена группы «Дерево» Дмитрия Тюльпанова. В их представлении много предметов, выполняющих роль кукол, и, если это можно с чем-то сравнить, то разве что со спектаклями знаменитого француза Филиппа Жанти.
Напоследок надо сказать о лекциях.
Практически каждый день наутро после спектаклей в Театральном Центре «На Страстном» будут проходить встречи с их создателями, куда может попасть всякий желающий совершенно бесплатно.
Темы заявлены очень любопытно, кроме того, предполагается, что театры будут показывать видео других своих работ, так что, возможно, встречи эти будут не хуже, чем сами представления. А на 28-е ноября запланировано выступление режиссера, спектакль которого будет хедлайнером следующего NЕТа: Штефан Кэги расскажет об опыте группы «Rimini Protokoll» – самом знаменитом в мире проекте, работающем в технике документального театра, причем с непрофессиональными актерами. Представление, которое мы увидим в следующем году, посвящено швейцарским пенсионерам и разыграно ими же. А другие спектакли, которые делает Кэги, путешествующий по всему миру с рюкзаком, наблюдая жизнь вокруг, он покажет в этот раз на видео.
Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.
Вы садитесь в машину времени и переноситесь на окраину Екатеринбурга под конец прошлого тысячелетия. Атмосфера угрюмой периферии города, когда в стране раздрай (да и в головах людей тоже), а на календаре конец 90-х годов передается и за счет вида артистов: кожаные куртки, шапки-формовки, свитера, как у Бодрова, и обстановки в квартире-библиотеке-троллейбусе, и синтового саундтрека от дуэта Stolen loops.