Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

19.11.2006 | Колонка

Вацлав Гавел против Ким Чен Ира

С северо-корейским режимом пытаются "разобраться" в соответствии с нормами международного права

Глава крупного американского юридического агентства DLA Piper Майкл Трэйси уверен, что ему удалось найти бесспорные правовые основания для вмешательства Совета Безопасности ООН в ситуацию в Северной Корее. В течение многих месяцев десятки юристов и аналитиков компании собирали доступную информацию по КНДР и изучали документы ООН и международные правовые акты для того чтобы найти формальные основания для вынесения вопроса о гуманитарной ситуации в Северной Корее на рассмотрение Совета Безопасности ООН.

"Наше исследование доказывает, что Совет Безопасности ООН имеет право и

должен вмешаться в ситуацию в КНДР" - говорит Трэйси в интервью.

142-страничный доклад невозможно защитить. Призыв к Совету Безопасности ООН вмешаться в ситуацию в КНДР, презентованный в четверг в Гонконге, утверждает, что северо-корейский режим не смог защитить северных корейцев от "преступлений против человечности" и является "нетрадиционной угрозой миру".

Согласно действующим международным нормам, эти два условия позволяют международному сообществу пренебречь принципом "невмешательства во  внутренние дела суверенного государства" и предпринять необходимые меры, уверен Трэйси.

Официальная международная презентация доклада прошла в Нью-Йорке тогда, когда в Гонконге уже была глубокая ночь. В четверг в ООН прибыли все трое официальных заказчиков нового исследования: бывший президент Чехии Вацлав Гавел, бывший премьер-министр Норвегии Кьелль Магне Бондевик и лауреат Нобелевской премии мира, бывший узник немецкого концлагеря, писатель Эли Визель.

"Гавел и Визель не по наслышке знают, что такое жизнь в условиях несвободы, тюрьмы и лагеря, поэтому они решили обратиться к международным юристам, чтобы найти основания для вмешательства международного сообщества в ситуацию в КНДР" - утверждает Трэйси. Трэйси признает, что режим Ким Чен Ира не так-то просто ввести в поле применения международного права.

"Впервые понятие "неспособности защитить от преступлений против человечности" появилось в речи бывшего генерального секретаря ООН Бутроса Бутрос Гали в 1992 году, затем эта концепция неоднократно использовалась в выступениях Кофи Аннана и, наконец, была окончательно закреплена в итоговых документах 60 Генеральной ассамблеи ООН в 2005 году" - поясняет он.

Эксперты DLP Piper сочли "преступлениями против человечности" голод, в котором живут и от которого умирают сотни тысяч северных корейцев, и существование "северо-корейского Гулага" - системы тюрем и исправительных лагерей для неугодных режиму.

"На наш взгляд оберечение сотен тысяч людей на голодную смерть и систематические пытки и убийства в лагерях неповинных граждан подпадают под самые строгие рамки "преступлений против человечности" - говорит Трэйси.

"Второе важное понятие в связи с КНДР Ц это "нетрадиционная угроза миру", которое использовалось для оправдания вмешательства Совбеза ООН в ситуацию в Руанде, Югославии, Сьерра-Леоне, Камбодже и Нигерии" - рассказывает Трэйси.

"Подразумевается, что угроза миру может происходить не только в результате военного конфликта, но в итоге развития ситуации внутри одной страны, которое может серьезно осложнить положение дел в соседних государствах или в целом в регионе" - поясняет он.

Юристы DLA Piper проанализировали ситуацию во всех случаях вмешательства Совбеза ООН в ситуацию в разных странах и установили, что обстановка в КНДР удовлетворяет трем из пяти условий.

"В КНДР практикуется систематическое нарушение прав человека, есть поток беженцев, который может дестабилизировать ситуацию в соседних странах, и существует проблема подделки денег и производства и торговли наркотиками, которые затем поступают на мировые рынки" - говорит Трэйси

"По оценке наших юристов, этих условий достаточно для того, чтобы считать северо-корейский режим лнетрадиционной угрозой миру и требовать вмешательства в ситуации со стороны ООН" - утверждает он.

Трэйси признает, что у них не было возможности получить данные  непосредственно из КНДР и в своем отчете они базировались на уже опубликованные исследования "Мы всегда брали самые консервативные данные" - говорит он.

Новый доклад призывает Совет Безопасности ООН рассмотреть ситуацию в КНДР и принять резолюцию в соответствии со статьей VI свода положений ООН, согласно которой северо-корейский режим должен будет открыть все северо-корейские провинции для поставок гуманитарной помощи, отпустить политических заключенных и разрешить регулярные инспекции ООН.

"Такая резолюция не будет являться обязательной для исполнения, однако ее принятие всеми членами Совбеза ООН, включая Китай и Россию, позволит послать необходимый сигнал руководству КНДР" - говорит Трэйси.

"Мы не требуем смены режима в КНДР, международного суда над Ким Чен Иром и выступаем резко против любой военной операции, мы просто доказываем, что ситуация в КНДР позволяет международному сообществу предпринять действия на законных основаниях" - подчеркивает он.

В ответ на скептические комментарии о реальности прохождения такой резолюции Трэйси лишь пожимает плечами.

"Восемь месяцев назад мы опубликовали похожий отчет по Бирме,  и тогда многие тоже сомневались в его эффективности. Однако, полтора месяцев назад ситуация в Бирме попала в повестку рассмотрения Совбеза ООН, и мы уже несколько раз выступали на заседаниях, приводя новые доказательства в поддержку наших выводов" - говорит американский адвокат.

"На наш новый доклад мы уже получили позитивную реакцию со стороны чиновников из ряда стран Ц членов Совбеза ООН, поэтому я с оптимизмом смотрю на его перспективы в Совбезе ООН" - заключает он в интервью.











Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»