Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

13.11.2006 | Кино

Гавана-клуб

“Потерянный город” — редкий на сегодняшний день правый фильм

Энди Гарсия всегда казался автору этих строк человеком талантливым. При этом не вполне осуществившимся, несмотря на массу ролей и тот факт, что после “Неприкасаемых” и особенно “Крестного отца — 3” его считали едва ли не главной актерской надеждой Голливуда. Теперь кубинец Гарсия дебютировал как режиссер игрового кино, сделав эпическую (2.24) драму с музыкальными номерами “Потерянный город” (The Lost City). Она — о его родной Гаване накануне революции 1959 г. Гарсия в своем фильме заодно актер, продюсер и композитор. Фильм снят по роману “Три тигра в ловушке”, написанному в 1967-м Гильермо Кабрерой Инфанте — основателем Кубинской Синематеки, тоже эмигрантом, поначалу искренне верившим в Кастро.

“Потерянный город” — фильм о большой интеллигентной кубинской семье в последний период правления диктатора Батисты — того самого режима, который скоро опрокинет революция Фиделя Кастро. Все члены семьи собираются за столом в роскошном колониальном доме, в шесть вечера в воскресенье, на этакой сходке, демонстрирующей семейное единство. Все мужчины семьи так или иначе пытаются противодействовать режиму. Отец-профессор — сочиняя речи для прогрессивного сенатора, который надеется образумить режим в кубинской Думе с помощью (о, эти интеллигенты!) исторических примеров — из истории Древнего Рима. Цитаты из Сенеки догоняют одна другую. Средний сын примыкает к движению за восстановление кубинской конституции 1940 г. — именно эти ребята до Кастро устраивают штурм президентского дворца и даже, положив кучу своих, преждевременно объявляют о гибели Батисты.

После чего спецслужбы отстреливают их по одному — а заодно и сенатора, который смущал Сенекой. Младший сын становится отъявленным кастровцем.

Старший же из трех братьев, главный герой фильма, которого изображает сам Энди Гарсия, — владелец модного ночного клуба в Гаване. Он не лезет в политику, старается быть независимым. Не поддается ни мафии (старающейся внедрить в его клуб казино), ни спецслужбам. В конечном счете он тоже против режима, ведь в его заведении собираются люди свободного мышления.

Так некогда случилось и у нас — на сей вывод фильм наводит в первую очередь: люди разных политических взглядов сражались против прогнившего царского режима либо его не поддерживали. А в итоге победили понятно кто: коммунисты.

Так и свободная Гавана 1958-го, которую в фильме называют латиноамериканским Парижем, превратилась в 1959-м в город тотальной несвободы, где расстреляли всех врагов революции, а в ночных клубах (прежде чем их окончательно закрыть) запретили саксофон как инструмент империализма. От которого до ножа, как известно, ровно один шаг.

В конечном счете “Потерянный город” — на всегда приятную, хотя и невеселую тему: как жили умные и интересные люди, радовались, страдали, любили, надеялись жить вечно — и не подозревали, что спустя год-другой их, их клубы и стиль жизни сметет и уничтожит поганая история — эпоха тех новых лидеров (Кастро и др.), появление которых они сами отчасти приветствовали.

“Потерянный город” при этом фильм уникальный. Все его сюжетные повороты и коммерческие привороты в общем-то предсказуемы. Понятно, что революция уничтожит семью главных героев. Понятно, что в ситуации социально-политического раскола брат пойдет на брата. Понятно, что такой фильм не может обойтись без лав-стори. Понятно, что завершится фильм эмиграцией главного героя в Страну свободы.

Но вот интересно: все предсказуемости фильму не мешают.

Во-первых, потому что Энди Гарсия, на котором держится сюжет, хорош как актер, а в сюжете содержится вызов. Он уже в том, что современные западные политические фильмы так или иначе левые. Этот — правый. Автор этих строк в западном понимании тоже скорее левый. Но именно поэтому я ценю Энди Гарсию за смелость, с которой он высказал свои мысли, и за искренне честную правизну “Потерянного города”, в котором и Фидель, и товарищ Че выставлены говнюками.

Смелость такой позиции подчеркивает то, что фильм был запрещен почти во всей Латинской Америке.

Во-вторых, если говорить о коммерческих приворотах, режиссеру Гарсии удалось сделать вставные гостевые роли (на которые он позвал своих звездных друзей, призванных привлечь к фильму дополнительных зрителей) приятными и разумными. Дастин Хоффман, изображающий исторического мафиозо Мейера Лански, не вполне ясно — видно по лицу — представляет, о чем фильм, но борозды не портит. А Билл Мюррей, который и вовсе на первый взгляд ни к селу ни к городу, придает сюжету обаяние необременительным комментарием со стороны — оптимиста-неудачника, печального стоика, словно бы вывалившегося из лент Джима Джармуша и Софии Копполы.

Самое же главное — фильм перебивают музыкально-танцевальные номера: испанские и негритянские джаз и танцы конца 1950-х. Enjoy!



Источник: Ведомости, №193 (1720), 13.10.2006,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.