08.09.2006 | Новости
Фестиваль Шостаковича7 сентября в Москве открылся фестиваль, посвященный 100-летию Шостаковича. Как, в общем-то, и подобает нашему музыкальному всему, юбилейный Дмитрий Шостакович будет звучать аж до конца декабря. Грандиозный фестиваль готовится филармоническими и близкими к ним кругами двух столиц. Открытие – в Зале Чайковского: оркестр Санкт-Петербургской филармонии и Александр Дмитриев коснутся Десятой симфонии, написанной летом-осенью 1953-го нисколько «не поумневшим» DSCH, тогда же впервые сыгранной в Ленинграде Евгением Мравинским и вызвавшей шквал критики – особенно усердствовал музыкоед со все менее забавной по нынешним меркам фамилией Кремлев.
Подобно Мравинскому, многим из участников фестиваля довелось быть рядом с композитором во времена премьер. БСО им. Чайковского и Максим Шостакович в январе 72-го явили публике Пятнадцатую симфонию – с цитатами из Россини, Вагнера, Д.Шостаковича, крайне неоднородную по материалу: додекафонность скерцо соседствует здесь с чистейше тональной хоральностью второй части, карикатуры на самого себя причудливо объединяются с романсовой лирикой и неприкрытым драматизмом. Далеко не бесспорное сочинение было интерпретировано БСО в присутствии автора и будущего руководителя оркестра Владимира Федосеева, умеющего играть Шостаковича, и умение это почерпнуто у самого Д.Д. – факт очевидный.
14 октября в том же Концертном зале Чайковского БСО и Федосеев сыграют «Бабий Яр» - Тринадцатую симфонию Шостаковича. Предполагалось, что месяцем ранее дружественный Дмитрию Дмитриевичу Квартет им. Бородина в очередной раз примется за его комплект квартетов, неоднократно записанный бородинцами и, по мнению многих, эталонно ими исполняемый. Но по причине болезни одного из музыкантов этого не случится – в сентябре. Зато 25 числа, в день рождения Шостаковича, в Большом зале Консерватории несомненно будут звучать его Восьмая симфония и Первый скрипичный концерт, премьеры которых осуществил в 43-м и 56-м годах соответственно Государственный академический симфонический оркестр. Он же возьмется музицировать и на сей раз, руководимый Мстиславом Ростроповичем – первое московское выступление маэстро за последние лет восемь. Солировать станет Виктор Третьяков – лауреат Премии имени Дмитрия Шостаковича.
Мягко говоря, не проходной концерт. Как, впрочем, и остальные – с 24-мя прелюдиями и фугами за один вечер (рекорд Константина Лифшица, 25 октября, БЗК), мировой премьерой фрагмента неоконченной Сонаты для скрипки и фортепьяно в исполнении Александра Рождественского и Виктории Постниковой (Малый зал, 11 ноября), мало кому известной Сюитой из музыки к спектаклю «Условно убитый» (в том же ноябре, 20-го, ее вместе с поэмой «Казнь Степана Разина» озвучит Геннадий Рождественский)…
Но устроители пишут о столетии Шостаковича как о «еще одном важном стимуле для того, чтобы приблизиться к загадке гения, взглянуть на его творчество с позиций нового времени, с позиций XXI века», и здесь уже вовсю проявляется официозная фальшь. О каком взгляде «с позиций нового времени» может идти речь, когда представителей «этого времени», участвующих в фестивале, раз, два – и обчелся? В основном среди фигурантов – хорошо знакомые всем по второй половине XX века лица, не готовые утомлять себя поисками иного Шостаковича (не факт, что и молодые их коллеги в состоянии с этой задачей справиться, но, все же, надежд на то существенно больше). Причем игроки, за редким исключением, «здешние» - ментально, не по прописке. «Тамошние» же, якобы не способные «адекватно исполнять русскую музыку», но в действительности – единственно обеспечивающие взгляд «с позиций XXI века», в программе не значатся. Ни виолончелиста Александра Ивашкина – профессора Лондонского университета, кстати, далеко не равнодушного к «русской музыке» и герою фестиваля, в частности… Ни пребывающей ныне в Австрии пианистки Елизаветы Леонской, чувствующей Шостаковича, как немногие … Ни замечательных американцев Emerson Quartet… Как в «добрые старые времена» - «своего» должны играть «свои».
25 апреля » прошла церемония награждения победителей Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век», (лучшие из них мы публикуем в рубрике "Нешкольная история" ). В этом году конкурсу исполнилось 20 лет.
В Москве, в День российской анимации 8 апреля, были названы лауреаты V-й Национальной анимационной премии «Икар». Церемония, которая всегда посвящена какому-то из знаменитых мультфильмов прошлого в этом году прошла в стиле мультфильмов Бориса Степанцева о Малыше и Карлсоне. Вели мероприятие идеолог премии, кинокритик Сергей Капков (он был «человеком в телевизоре») и актриса Юлия Сулес в роли Фрекен Бок.