Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

26.07.2005 | От копеечной свечи...

Курячье благородие

…Или повесть о том как из "государевых холопов" образовалось "благородное российское дворянство"

23 мая 1702 года за столом у государя наследника Алексея Петровича приключился скандал. Наставник «в науках и нравоучении», воспитанник Лейпцигского университета Мартин Нейгербауер, насмерть поругался с дядьками царевича Алексеем Нарышкиным и Никифором Вяземским.

Немец уже давно жаловался генерал-адмиралу Федору Апраксину, что русские воспитатели настраивают Алексея против него - «сочиняют … царевича мне противна и живут по своему старому непристойному злочинию».

23 мая душа просвещенного немца не вынесла чудовищного надругательства над европейским этикетом. В тот день за обедом подавали «на стол жаркие куры… и государь царевич изволил взять … одну куречью ножку и, покушав несколько, …хотел взять еще иную часть», а обглоданную ногу по совету воспитателей «для очистки тарелки» водрузил на общее блюдо. Немец вспылил и обругал их «мужиками и свиньями».

Едва не дошло до драки, и Нейгебауеру от службы отказали. В 1704 году он издал в Германии брошюру «…о дурном обращении с иноземными офицерами, которых москвитяне привлекают к себе на службу». Сильное ли произвел памфлет впечатление на иноземцев вообще, неизвестно, но, по крайней мере, барон Генрих Гюйссен - приглашенный в воспитатели к Алексею Петровичу, уроки извлек несомненно. Он избегал столкновения с русскими «кавалерами» окружавшими царевича, ограничившись одним «преподаванием слегка».

В результате Алексей Петрович воспитывался не на европейский лад людьми не сочувствовавшими петровским нововведениям, и, в конце концов, возненавидел отцовский двор, и самого отца с его мореплаванием и плотничеством. Дошло до того, что, вернувшись после учения в Германии, Алексей Петрович прострелил себе руку, из опасения, что Петр I потребует делать чертежи, за что был жестоко избит и изгнан с запрещением появляться при дворе. Вскоре Алексей Петрович получил от отца письмо-ультиматум: или исправиться, или отказаться от престола. Петр I дал сыну полгода на размышление. Не дожидаясь срока Алексей Петрович бежал в Австрию под защиту императора Карла VI. В 1718 угрозами и ложными обещаниями безопасности петровским эмиссарам не без труда удалось вернуть Алексея в Россию. По требованию отца царевич отрекся от престола, выдал сообщников, знавших план его бегства, но скрыл, что намеревался свергнуть Петра I с помощью иностранных войск (это стало известно от его любовницы Евфросиньи). Судилище из 127 высших сановников приговорили его к смертной казни. Публично пролить царскую кровь было неприлично, и опальный царевич был тихонько задушен в Петропавловской крепости.

Лишившись наследника, Петр вынужден был поменять традиционную систему передачи престола. Указом о престолонаследии в 1722 году был установлен «посмертный абсолютизм». Российский престол должен был переходить по завещанию царствующего государя, воля которого ничем не была стеснена. Случай смерти без завещания указом не предусматривался. Сам же Петр первый и угодил в эту ловушку, не успев составить надлежащий «тестамент». Следствием петровского указа стали периодические династические кризисы, завершавшиеся дворцовыми переворотами.

Гвардия – непременный участник и решающая сила переворотов после каждого очередной заварушки выбивала для дворянства все новые и новые привилегии. Так что за сорок лет из «служилых людей», подписывавшихся «холопами» государя, образовалось «благородное российское дворянство». Не грех бы ему помнить, что возвышением своим оно в немалой степени обязано «куречьей ножке», недогрызенной Алексеем Петровичем 23 мая 1702 года.











Рекомендованные материалы



Стекольщик, офис и листобой

Особенно же меня тронуло интервью режиссера Юрия Норштейна. Это чудесно, когда человек настолько равен себе. Среди самых важных слов Норштейн называет пространство, мироздание, мироощущение, возвышение.


Крестины и крестное целование

Народ смотрел на Скопина как на богоданного спасителя от бедствий смуты. Взбалмошный Прокопий Ляпунов даже отправил к нему послов с предложением самому венчаться на царство, от чего Михаил Васильевич решительно отказался.