Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

14.07.2006 | Книги

Гармония политических сфер

Один день с политтехнологом

Ощущение неоднородности, разорванности отечественной истории на «до» и «после» (революции, войны, перестройки, дефолта...) было и остается важным элементом российского мировосприятия. Лекарством  именно от этого некомфортного и тревожного синдрома может служить роман «последнего диссидента» Льва Тимофеева «Негатив», нитками конкретных человеческих биографий накрепко сшивающий разрозненные лоскуты нашего коллективного прошлого в цельную и последовательную картину российской истории второй половины ХХ века.

Бывший диссидент, а ныне крупный политтехнолог Олег Закутаров (соблазн усмотреть в герое черты сходства с Глебом Павловским велик, но поддаваться ему не стоит: чем ближе к финалу, тем очевиднее, что это все же совершенно разные люди) пожинает горькие плоды успешного проекта по превращению фээсбэшного полковника во властелина огромной страны, попутно занимаясь художественной фотографией и размышляя об эстетической сущности исторического процесса.

Собственно, все действие романа укладывается в один бесконечно длинный день из жизни Закутарова: с раннего утра, когда он обнаруживает, что его фотоателье сожжено злоумышленниками, до глубокой ночи, когда он, пьяный, грузится в самолет на Лондон, навеки покидая разочаровавшую его и разочарованную в нем отчизну. Впрочем, весь этот «верхний» слой повествования (честно говоря, достаточно условный) служит лишь формальной привязкой, более или менее правдоподобно объясняющий присутствие самого Закутарова и его близких в сегодняшнем дне.

Главное же — и поистине бесценное — свойство тимофеевского романа состоит в том, что любая, даже, казалось бы, случайно упомянутая в нем деталь обладает удивительным свойством немедленно пускать корни в прошлое, обзаводиться собственной историей, становиться важной, убедительной и логически обоснованной.

И возникающее при этом приятное чувство надежности настоящего и его уютной укорененности в прошедшем с лихвой окупают и расхлябанность недопридуманного сюжета, и пыльноватую неактуальность тематики.



Источник: "Эксперт", № 26 (520), 10 июля,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
10.09.2019
Книги

Роман о том, какой разной может быть семья

Решилась Пэтчетт, когда тяжелая болезнь отца вошла в терминальную стадию. Уже после выхода романа она напишет: «В каком-то смысле его смерть стала причиной моего писательского роста». При этом историю о душераздирающей семейной драме писательница рассказывает без пафоса и чрезмерной сентиментальности

Стенгазета
04.09.2019
Книги

Урал-trip

Но только в реальности Сальникова сочинять и даже читать стихи в этом мире оказывается вовсе не легальным делом – это серьезный наркотик, от которого и умереть можно.