США
10.05.2006 | Кино
«Х» значит …«V значит «вендетта» - хороший урок тем, кто думает, что Вачовски значит «Матрица»
В недалеком будущем Америка отступила в тень, зато Великобритания обрела «силу через единство, единство - через веру». Законно избранный геронтократ Адам Сатлер (Джон Хёрт) с молчаливого согласия большинства уничтожил гражданские свободы, книги, кино, театр и грампластинки. Единственным центром развлечений для англичан остается телевидение, настойчиво пугающее зрителей ужасами терактов и новых болезней. Вести с полей перемежаются пламенными обращениями геноссе Сатлера, сулящего скорый конец мифическим террористам, педерастам и порнографам.
Видели «Обыкновенный фашизм» Ромма? Вот примерно так выглядит Единая Британия.
Террористы, впрочем, действительно существуют – хоть и в единственном числе. Наряженный Зорро подпольщик (надежно блюдущий анонимность Хьюго Уивинг) в веселой усатой маске и при кинжалах со шпагой шныряет по ночным улицам Лондона, рисуя на фашистских плакатах букву «V». Именно там, на улицах, этот V знакомится с сотрудницей телевидения Эви (Натали Портман) и открывает ей несколько тайн. Во-первых, он подражает Гаю Фоксу, заговорщику, 5 ноября 1605 года пытавшемуся взорвать здание Парламента вместе королем Джеймсом I и всей его свитой (в Англии чучела Фокса, кстати, до сих пор каждый год сжигают на площадях). Во-вторых, сегодня V и сам собирается устроить большой фейерверк с подрывом здания городского суда (минуту спустя дворец правосудия и вправду взрывается под музыку Чайковского).
А в-третьих – все это только генеральная репетиция: через год V намерен сравнять с землей здание Парламента – да и весь фашистский режим вместе с ним.
Поставленная по сценарию братьев Вачовски экранизация еще одного культового комикса Алана Мура («Из Ада», «Лига выдающихся джентльменов», «Константин») была подвергнута анафеме еще до начала съемок – любые попытки снять кино по его сюжетам вызывают у Мура крайнее омерзение. Снобизм автора, чей герой изъясняется исключительно цитатами – не из Шекспира, так из Чарли Мэнсона - можно понять. Отдавать андерграундный комикс в руки кинопродюсеров - все равно, что доверять исполнение песен Rolling Stones оркестру Вооруженных Сил. А аранжировками «Вендетты», похоже, занимались вообще производители рингтонов.
Забудьте о «Матрице», фильме «Связь» да и вообще о великих сценаристах Вачовски. Драматургия тут находится на уровне «новых русских блокбастеров», главным спецэффектом оказывается морщинистая физиономия Джона Хёрта.
Известно, что многие фишки из первоначального сценария «Вендетты» были использованы в «Матрице» - похоже, ничего нового на замену так и не сочинили. Конечно, фильм все равно получился неординарным - сочетание Стивена Фрая, низехонько летающих кинжалов и политических шаржей смотрится экстравагантно. Да и здания Парламента в финале горят вполне ярко. Но в фильме за 50 миллионов хочется увидеть хотя бы связный отчет об освоении этой суммы – а никак не панораму книжных полок в кабинете у сценариста.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.