13.04.2006 | Кино
Шок – это по-нашемуТриллер (и близкие ему чиллер, хоррор и др.), безусловно, самый редкий жанр в советском и российском кинематографе
Триллер (и близкие ему чиллер, хоррор и др.), безусловно, самый редкий жанр в советском и российском кинематографе. Интересно, что попытки сделать отечественный триллер, как правило, возникали тогда, когда появлялся намек на обновление нашего кино. Жанр, однако, в российском случае оказался мстительным. Четыре режиссера из шести, снявшие пять знаковых триллеров, о которых мы напоминаем (Кропачев – Тепцов – Харитонов – Винокуров), по загадочным обстоятельствам, больше не сделали – или, в некоторых случаях, пока не сделали – в кино ничего принципиально интересного. Впрочем, есть и исключения: режиссер Николай Лебедев вполне успешен, после двух триллеров («Змеиный источник» и «Поклонник») соорудил военно-героическую «Звезду» и теперь делает фэнтези «Волкодав».
«Вий» Константина Ершова и Георгия Кропачёва (1967)
Единственный образец жанра (скорее даже ужастика, чем триллера) в советские времена. Чуждый советскому народу жанр проник на экраны (как считает знаток киностатистики Сергей Кудрявцев, в явно заниженном по идеологическим мотивам количестве копий) только потому, что это была экранизация повести Гоголя. Самые необычные из ролей Леонида Куравлева и Натальи Варлей. Руки демонов, вылезающие из пола церкви, чистая слеза ведьмы-Панночки, вдруг обретающая кровавый вид, летающий гроб, с помощью которого Панночка пытается протаранить невидимую защитную стену, созданную Хомой Брутом с помощью мелового круга на полу, сиплый возглас Вия «Поднимите мне веки!» заставляли советскую публику вскрикивать от ужаса. И никакого компьютера!
«Господин оформитель» Олега Тепцова (1988)
Один из лучших «перестроечных» фильмов 1987-1988 годов, когда казалось (как в анекдоте про передумавшего вешаться бомжа), что жизнь налаживается - как подтверждение начался разгул жанрового кино. Фильм про художника, который накануне Первой мировой встретил в Петербурге свою вроде бы умершую красавицу-модель, но в какой-то момент начал подозревать, что это не человек, а дьявольская кукла и вообще вокруг плетется демонический заговор, запомнился мрачным (тогда не знакомым широкому зрителю) Виктором Авиловым в главной роли, невероятно красивой музыкой Сергея Курехина и пугающей атмосферой. Если в нашем кино и есть фильм с образцовым саспенсом (отсутствующим в «Жести»), то это «Господин оформитель».
«Жажда страсти» Андрея Харитонова (1991)
Никто и никогда не считал этоу картину (сделанную экс-актером и первым красавцем позднесоветского кино Андреем Харитоновым) образцом художественности. Тем не менее, экранизация темной (имеем в виду и сюжетные непроясненности) истории про женщину, извлекающей из себя дьявольского двойника, который губит всех мужчин вокруг, позволила сыграть свою последнюю знаменитую роль Анастасии Вертинской, не испугавшейся рискнуть тем, что теперь именуется имиджем (в фильме есть откровенные сцены). Кроме того, это – наряду с «Вием» - редкий отечественный фильм, который пугает по-настоящему. Финальное появление дьявольского двойника со шлейфом из нечисти вызывало в зале коллективный вопль ужаса, что в кино - чудо.
«Упырь» Сергея Винокурова (1997)
Несправедливо забытый фильм по сценарию культового, рано умершего киноведа Сергея Добротворского. Первая ласточка знаменитого в те годы - и тоже зря забытого (заклеванного по финансовым причинам – из-за продюсерского воровства) «проекта малобюджетного кино студии Горького». Казалось, у нас действительно рождается новая киногенерация. «Упырь», в котором профессиональный истребитель вампиров в лице одного из главных актеров новорусского кино, Терминатора из «Жести» Алексея Серебрякова, приехав в захолустье, вмешивался в войну банд кровососов, и (суперповорот!) воров в законе, отличился уже тем, что поднимал (только сейчас возникающую в Голливуде) тему об относительности Добра и Зла. Все боевые эпизоды, что до сих пор небывальщина для нашего кино, поставлены изумительно.
«Змеиный источник» Николая Лебедева (1997)
Еще один продукт «проекта малобюджетного кино студии Горького», запомнившийся отрицательной ролью Евгения Миронова (который теперь решил, что таких должно быть больше – скоро выйдет «Охота на пиранью») и дебютом – тогда 19-летней – Екатерины Гусевой. Нечастый отечественный триллер (про маньяка, который охотится на девушек в провинциальном городке), сделанный более или менее по правилам – и сюжетным, и ритмическим. В момент выхода критика восторженно уподобляла «Змеиный источник» фильмам Уэса Крейвена и Дарио Ардженто. Вдохновляло уже то, что темные коридоры нашей средней школы способны внушать на экране не меньший ужас, чем ночные закоулки американского университетского кампуса (в которых пали от окровавленного ножа многие киноперсонажи).
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.