CША
18.03.2006 | Кино
Империализм и критицизмФильм “Сириана” — сразу политический и киноманский
В росиийском прокате вышел политический триллер “Сириана” (Syriana) Стивена Гэгена — тот самый, ради которого Джордж Клуни потолстел на 14 кг, зато берет теперь все актерские призы и, не исключено, отхватит “Оскар”. Фильм получил высокие оценки в западной прессе и будет в равной степени интересен как представителям КПРФ, так и демократам, особенно если они киноманы.
С первых кадров “Сирианы” (название обобщенной арабской нефтяной территории) понимаешь, что: а) это не просто фильм, а политическая акция американских либералов — не зря в качестве исполнительных продюсеров значатся такие социально активные кинематографисты, как тот же Клуни и его приятель режиссер Стивен Содерберг,
б) по построению фильм очень напоминает “Траффик” все того же Содерберга — только “Траффик” был глобальным исследованием на тему, что есть наркомафия, а “Сириана” показывает, что есть мафия нефтяная. И не какая-нибудь русская, а конкретно американская, поддерживаемая во имя национальных интересов государством и его силовиками.
Сходство с “Траффиком” приходит в голову не зря. Оказывается, режиссер и сценарист Стивен Гэген был сценаристом “Траффика”. И использовал в “Сириане” похожую киноконструкцию, только гораздо более сложную. Десятки персонажей, никто из которых, даже пять-шесть основных, не может по строгим киномеркам считаться главным (потому и Клуни получает сейчас награды за роль второго плана — хотя его на экране больше, чем других). Десятки мест действия: Иран — Испания — Персидский залив — Техас — Бейрут — Швейцария — Лэнгли (штаб-квартира ЦРУ) — Принстон (Нью-Джерси) — и даже знаменитый Hotel du Cap в Антибе, где останавливаются миллиардеры, включая русских, и где в дни Каннского фестиваля дают интервью самые большие звезды и даже Ларс фон Триер. Вдобавок в дело вступают китайцы. Режиссер Гэген пытается убедить зрителя в том, что его картина не просто о нефтяной мафии, а о том, что именно нефть определяет все подводные течения и закулисные игры в глобальной политике.
Для большей правдивости Гэген изображает эти игры такими запутанными, чтобы зритель долго не догадывался, кто же в какую игру играет и что именно в фильме происходит. Это, помимо прочего, и смысловой ход.
Многие участники действия тоже не догадываются о сути интриг. Как говорит один искушенный циник герою Клуни — честному цээрушнику, который 20 лет занимался на Ближнем Востоке нефтяными играми: “Вы наконец-то начинаете понимать, что всю вашу карьеру вас использовали. Но вы даже и сейчас не знаете, для чего именно”.
Надо признать, что запутать зрителя режиссеру удается. Задним числом, когда наконец ухватываешь суть интриг, эта запутанность “Сирианы” кажется ее большим достоинством. Но, по правде сказать, первую половину фильма проводишь в растерянности: кто? куда? зачем? Боюсь, эта долгая невозможность въехать в происходящее окажется тяжелым испытанием для зрителя и он не досидит до тех моментов, когда все наконец прояснится и фильм придет к выводам равно (шокирующе) приятным для западного либерала, российского жириновца и особенно для телекомментатора Михаила Леонтьева.
Неожиданно выясняется, что “Сириана” — едва ли не самая антиамериканская картина в голливудской истории. Особенно удивительно, что ее прокатывает ведущая компания Warner. По мысли создателей фильма, американские нефтемагнаты, которых лакейски обслуживает ЦРУ, используя любые преступные методы, используют арабские страны по полной программе (а заодно пытаются поработить и Казахстан).
Они ставят во главе арабских стран только тех шейхов, кто дурак и марионетка. Как говорит в фильме эксперт, которого изображает еще один видный актер-демократ Метт Деймон, тоже никогда не упускающий возможности засветиться в прогрессивном проекте: “Американцы поощряют шейхов на то, чтобы те тратили по $50 000 за ночь в дорогих отелях, но не вкладывали деньги в нефтяную инфраструктуру”.
Если же наконец появляется претендент на место шейха, которого можно назвать истинно западным человеком (получил степень в Оксфорде, знает экономику, желает развивать в стране демократические институты, но вести бизнес не только с Америкой, но и, например, Китаем), его сразу объявляют террористом и коммунистом, и ЦРУ грохает его вместе с семьей ракетой, наведенной с помощью спутника. Именно из уст этого несостоявшегося шейха-прогрессиста звучит еще одна резкая по отношению к Америке фраза: “Если страна 50% своего бюджета тратит на вооружение, значит, сила ее убеждения в мире уменьшается”.
Заметим, что Роберт Баер, автор документальной книги See No Evil, по которой и снята “Сириана”, был звездой только что завершившегося Берлинского фестиваля. Суть его высказываний сводилась к тому, что буквально все значимые люди в мире — агенты ЦРУ и он еще выведет их на чистую воду.
Удивительно, но Американской киноакадемии, похоже, не чужда такая разоблачительная точка зрения, поскольку наряду с Клуни на “Оскара” номинирован и сценарий “Сирианы”.
Но Америка, по мысли Баера, Гэгена, Клуни и Содерберга, получает за свои грязные политические и коммерческие игры. Убивая умных прозападных мусульман, которые могли бы стать духовными лидерами наций, они получают мусульман-террористов — из нищих эмигрантов, которых в итоге берут под опеку идеологи-экстремисты. Один из таких парней становится камикадзе. Нет, он взрывает не башни-близнецы — это было бы уже слишком. А всего лишь подконтрольный американцам нефтезавод
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.