22.07.2005 | Кино
Кто там шагает правой? Левой!Мастера культуры на службе революции
Мастер: Оливер Стоун
Фильм: «Команданте»
О чем: Беседы прогрессивного голливудского режиссера с Фиделем Кастро
Что доказывает: Что Кастро – величайшая политическая фигура второй половины XX века и все на Кубе сделал правильно
Мастер: Кен Лоуч Фильм: «Земля и свобода»
О чем: О гражданской войне в Испании в 1936 году
Что доказывает: Что коммунисты-идеалисты сражались за настоящую свободу. Вдохновленные фильмом знаменитого английского режиссера, журналисты после премьеры фильма на фестивале в Канне весь день орали: «Но пассаран!»
Мастер: Сальма Хайек
Фильм: «Фрида»
О чем: О жизни и романах знаменитой художницы и сторонницы левых взглядов Фриды Кало
Что доказывает: Что Троцкий, с которым у Фриды – во время его жизни в Мексике – тоже возник роман, был милым интеллигентным человеком и желал всем людям самого хорошего
Мастер: Антонио Бандерас
Фильм:«Че Гевара: Дневники мотоциклиста»
О чем: Об «университетах» Эрнесто (будущего Че) Гевары
Что доказывает: Что лучше человека не было (Бандерас выразил солидарность с такой позицией, спев песню из фильма на последней «оскаровской» церемонии. Эта песня и получила статуэтку)
Мастер: Мадонна
Фильм: «Эвита»
О чем: О жене аргентинского президента, ставшей народной любимицей и благодетельницей
Что доказывает: Что истинным мужем Эвиты был аргентинский народ, которого в этом мюзикле олицетворяет некто Че (его опять-таки сыграл Бандерас). По идее фильма, лишившись защитницы Эвиты, народ-Че и пошел в революцию – лично отстаивать свои права. Так родился Че Гевара
Мастер: Джордж Лукас
Фильм: «Звездные войны»
О чем: О борьбе плохой Империи (которая для верности именуется Империей Зла) с прогрессивными-повстанцами
Что доказывает: Что повстанцы всегда и при всех раскладах лучше государственников-империалистов. В этом смысле идеология «Звездных войн» соответствует идеологии советского революционного кино, а финал «Эпизода VI» (танцы победивших повстанцев) точно повторяет финал «Трех толстяков»
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.