Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

19.07.2011 | Кино / Колонка

Из Китая с любовью

"Секс и Дзен" - такое кино, которое большинство россиян не то что не видели, а просто не могли себе вообразить.

Рано или поздно это должно было случиться. За долгие годы существования кинематографа, в этом искусстве, кажется, было сделано все, что только можно. Мы видели экранизации классики, авангардные кинопоэмы, фильмы, снятые по компьютерным играм, и фильмы, в которых нет ничего, кроме спецэффектов. Многие из нас видели эротические фильмы. Почти все так или иначе познакомились с технологией 3D. И вот сегодня у нас появилась возможность оказаться на передовой киноиндустрии: в российский прокат выходит фильм, объединивший все, что было придумано кинематографистами до него. Это трехмерный эротико-философский эксперимент, снятый по средневековой китайской классике и визуально похожий на видеоигру. Называется это чудо "Секс и Дзен 3D", оно китайское и претендует на то, чтобы стать большим событием в нашем летнем кинопрокате.

В фильме нет порно; скорее это эротика (если руководствоваться, так сказать, общепринятыми критериями) - то есть собственно обнаженки в нем не больше, чем в некоторых залах Эрмитажа. К тому же это не первое "выпуклое" кино такого рода - чуть раньше в соседней Корее уже сняли 3D-фильм "Натали", который, правда, был не так успешен.

Кто сделал картине "Секс и Дзен" большое одолжение, так это чиновники из китайского Госкино, которые отказались показывать фильм на материке. Но Гонконг - территория особая и ему в таких вопросах материковые власти не указ. Они не только успешно "прокатали" фильм в местных кинотеатрах (в Гонконге фильм пошел лучше, чем "Аватар"), но даже устраивали специальные однодневные туры из Китая для тех, кто не мог себе позволить пропустить такое событие. И среди секс-кинотуристов были не только мужчины. В порядке эксперимента прокатчики устроили несколько чисто женских показов: залы были переполнены.

Россиянам, к счастью, не нужно лететь в Гонконг, чтобы посмотреть "Секс и Дзен" на киноэкране. Собственно, оно того бы не стоило. Потому что, как было сказано, это не порно и всем, кто почему-то хотел приобщиться к подобного рода развлечениям, воспетым Мишелем Уэльбеком и Михаэлем Ханеке, придется подождать еще какое-то время. И все же "Секс и Дзен" - это что-то такое, что было бы жалко пропустить, раз уж его к нам занесло каким-то странным ветром.

Это такое кино, которое большинство россиян не то что не видели, а просто не могли себе вообразить.

Во-первых, российскому зрителю довольно трудно себе представить китайскую эротическую литературу XVII века - а именно она легла в основу сюжета. Оригинальная история была написана в 1657 году писателем Ли Юем и называлась "Циновка для плотских служений". В ней рассказывается о молодом человеке по имени Вэй Яншенг, который сперва женится, затем в поисках сексуальных приключений прибивается ко двору местного князя, погружается в мир изощренных "плотских служений", но в итоге воссоединяется со своей женой и живет с ней до старости в мире и целомудрии. Роман изобилует подробностями интимной жизни средневековых китайцев, но все же это классическая литература, а не какая-то похабная графомания с тематического сайта. Потому самое интересное здесь - не собственно телесные упражнения, а то, что происходит до, после и даже во время них. Автор остроумен и уклончив, он начинает с парадоксального заявления, что путь похоти - это путь избавления от похоти, после чего позволяет себе в открытую смеяться над всем, что происходит с его героями. В финале он высмеивает даже собственную насмешливую позицию, оставляя читателя в полной растерянности: что же это было?

Этой растерянности вместе с неслабым культурным шоком не избежать и зрителю, в первую очередь, конечно, благодаря "технической", нефилософской части фильма. Сказать, что "Секс и Дзен" выглядит дико - ничего не сказать. Это тропический фейерверк красок, трехмерные технологии в стиле "вырви-глаз", азиатские порноактеры, разыгрывающие сценки по мотивам маркиза де Сада и Тарантино.

Секс на качелях, секс с гермафродитом, групповые сцены, эпизод с пожилым монахом, наращивание конского пениса взамен собственного; в зрительный зал летят трехмерные пули и клинки, потоки всевозможных жидкостей; священный ужас внушает выпирающая с экрана объемная грудь.

Это все что угодно: глупо, смешно, странно, неправдоподобно, но только не порно. Но за этой странностью, как и в книжке, все же кроется какой-то смысл.

Надо сказать, что у трехмерного "Секс и Дзен" был фильм-предшественник, более ранняя экранизация Ли Юя, которую делал тот же продюсер, что и новый фильм. В том фильме двадцатилетней давности тоже было множество странностей - и подвешивания, и конь, и все такое прочее. Но была в нем и какая-то все организующая и все объединяющая эстетика, пусть даже отражающая внутренний мир глубоко безумного человека. За этой художественной красивостью не было видно ничего: ни философии, ни пошлости, которых, впрочем, там могло и не быть. У новой версии "Циновки для плотских служений", несмотря на кричащую яркость, нет такой безусловной художественной ценности. Китч и насмешка здесь проникли даже в визуальное решение: графика порой настолько плохая, как будто ее считали на калькуляторе. И поневоле приходится задуматься, почему этот фильм оказался так важен для китайцев, что они были даже готовы идти наперекор указанию партии, но все-таки смотреть идеологически сомнительное кино.

Дело, видимо, в том, что, как это ни удивительно, "Секс и Дзен" оперирует традиционными для жителей Китая культурными понятиями. Секс, как и все прочие проявления телесности, никогда не считался в этой стране чем-то "грязным" или греховным. Наоборот, он воспринимался, с одной стороны, как естественная часть жизни человека и путь к продлению рода, а с другой - как драгоценный путь к святости и совершенству. Авторы фильма избегают пафоса, пытаясь вернуть этот древний даосский сюжет во вскормленную партией и Голливудом китайскую массовую культуру.

Но, по сути, и гермафродит как идеальное существо, вмещающее оба пола, и сеанс одновременного секса с несколькими наложницами и даже конский пенис - это такая же часть духовной культуры страны, как для россиян баня, шашлык, ночь на Ивана Купалу или даже "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу".

Во времена культурной революции вся эта темная мистическая часть жизни беспощадно уничтожалась. Потом ей было молчаливо позволено тихо существовать, а многие разрушенные даосские монастыри даже были восстановлены - для туристов. И желание прикоснуться к корням, пусть и в такой необычной ернической, как "Секс и дзен" форме, сейчас все больше заметно среди самых разных слоев Китая.

И на что нам особенно стоит обратить внимание: ведь для обычного китайца посмотреть "Секс и дзен" - это, получается, как нашему человеку сходить на выставку "Осторожно, религия", даже сильнее. И ничего, приезжают, покупают билеты, сидят в зале, радуются, не обижаются. Вот где культурный шок. А голая грудь в трехмерном изображении - это так, смеха ради.



Источник: "Риа-Новости", 08.07.2011,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.