Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

10.11.2008 | Театр

В десятку

В Москве пройдет фестиваль Нового европейского театра

X фестиваль Нового европейского театра NET будет идти три недели – с 11 ноября по 5 декабря. Хотя понятно, что для фестиваля такого уровня в России десять лет – это большой юбилей, специальных юбилейных торжеств не планируется. Устроители (критики Марина Давыдова, Роман Должанский и продюсер Евгения Шерменева) решили, что гораздо важнее подвести промежуточные итоги, чем сделать какой-нибудь "толстый вывод" про европейский театр.

Как выяснилось, театр, в том числе и в Европе, бывает разным и десятый смотр  должен это разнообразие зафиксировать. «В этом году у фестиваля нет специального акцента, - говорит одна из его арт-директоров  Марина Давыдова. – Мы хотим показать тенденции и векторы, обнаруженные в пространстве европейского театра за последние десять лет». За каждый вектор отвечает конкретный пункт программы, а за некоторые векторы отвечают сразу несколько пунктов.

Например, первый же спектакль НЕТа демонстрирует давно практикующееся в Европе вторжение современного танца на территорию театра. Это постановка французского хореографа Франсуа Верре «Без возврата», сделанная по мотивам «Моби Дика». Последний из запланированных спектаклей – своего рода рифма к ней. «Три сестры» немецкого театра «Каммершпиле» (режиссер Андреас Кригенбург) – пример неотрадиционного подхода, когда работа режиссера строится вокруг создания сценической версии классического текста. Также действует и Ян Клята (на фестивале «Новая драма» показывали его «Трансфер!») в «Деле Дантона» по пьесе Станиславы Пшибышевской. Текст при этом – конечно, за счет способа прочтения – кажется сочиненным вчера или, в крайнем случае, позавчера.

Для текстов действительно написанных вчера и позавчера выделено три дня. В филиале театра им. Пушкина пройдут читки современных немецкоязычных (швейцарских, австрийских и германских) пьес и состоится презентация сборника «Шаг-3», знаменующая важность явления Новой драмы в современном театре.

Впрочем, чтобы сделать спектакль, необязательно опираться на написанную драматургом пьесу. Ее можно написать по ходу или положиться на случай, как французский режиссер Дидье Руиса, готовящий «документальный опыт» «Я думаю о вас…». Гастролируя, он привозит не готовый спектакль, а каждый раз создает его заново с новыми участниками – пожилыми людьми, никогда не игравшими на сцене. Их он ищет по объявлениям, через знакомых или как получится. На документальном театре специализируется и группа «Римини Протокол», которую наконец, удалось пригласить в Москву. Их «Call Cutta In Box» не совсем даже спектакль, а мало предсказуемый хэппенинг, в котором зритель имеет дело не с актером, а телефонно-компьютерным фантомом.

Разнообразие нового европейского театра отражается еще и в необычных театральных формах, к которым можно отнести большую часть программы. Из Финляндии приезжает католический мюзикл «Детки, птички и цветочки», из Италии (в афише NET впервые итальянский спектакль) – «mPalermo» Эммы Данте, из Чехии «Песни эмигранта» Вильяма Дочоломанского, а из Великобритании – рекордная по краткости «Интимная история» (театральная компания Джека Олдершоу), длящаяся 8 минут. На Фабрике будет показан и российско-литовский перформанс «Табуретка».

Три российских спектакля программы (два из них – премьеры) повторяют в общих чертах мировые тенденции, но, что гораздо важнее, имеют все шансы стать событиями нового российского театра: «Antidot» Liquid Theatre, «Объяснить» Ивана Вырыпаева в Школе современной пьесы и «Рассказы Шукшина» Алвиса Херманиса в Театре Наций. От последней постановки ждут особенно многого – приятно, когда от замечательных гостей (латвийского режиссера Алвиса Херманиса открыл России фестиваль NET) остаются не только воспоминания. Пусть даже сам гость уверен, что воспоминания – самое лучшее, что есть на свете.











Рекомендованные материалы


Стенгазета
23.02.2022
Театр

Толстой: великий русский бренд

Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.

Стенгазета
14.02.2022
Театр

«Петровы в гриппе»: инструкция к просмотру

Вы садитесь в машину времени и переноситесь на окраину Екатеринбурга под конец прошлого тысячелетия. Атмосфера угрюмой периферии города, когда в стране раздрай (да и в головах людей тоже), а на календаре конец 90-х годов передается и за счет вида артистов: кожаные куртки, шапки-формовки, свитера, как у Бодрова, и обстановки в квартире-библиотеке-троллейбусе, и синтового саундтрека от дуэта Stolen loops.