Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

17.05.2007 | Кино

Каннское упрямство

Юбилейный кинофестиваль на Лазурном Берегу запрограммирован на открытие

60-й каннский киномарафон открывается первым англоязычным фильмом гонконгского мэтра Вонга Кар-вая “Мои черничные ночи”. В юбилейной конкурсной программе сплошь фильмы режиссеров с именами. И сразу два наших: “Александра” Александра Сокурова и “Изгнание” Андрея Звягинцева.

Несмотря на массовое заблуждение, будто Канны — ярмарка тщеславия, на которой продают коммерческое кино, фестиваль упрямо гнет свою линию: он поддерживает фильмы настоящих авторов и пытается предугадывать новые актуальные кинотенденции.

К фаворитам фестиваля заранее относят на сей раз кроме Вонга Кар-вая мастера триллеров американца Дэвида Финчера с фильмом про маньяка “Зодиак”, Эмира Кустурицу с трагикомедией “Завет”, скандального австрийца Ульриха Зайдля, новый фильм которого назван “Импорт-Экспорт”, еще более скандальную француженку Катрин Брейя, чья “Старая любовница” наверняка шокирует аудиторию, по-прежнему модного в фестивальной среде корейца Ким Кидука, 14-й фильм которого именуется “Дыхание”… и вообще-то многих других. Программа заочно выглядит сильнее прошлогодней — каннские отборщики к юбилею исстарались, мэтрам же явно льстило, что их зовут в юбилейные Канны, поэтому особенно не капризничали. Характеризуя конкурсную программу, достаточно сказать, что в нее попали, например, новые фильмы трех из четырех любимейших каннских американских режиссеров — говорим о тех, кто уже получал “Золотую пальмовую ветвь”. Есть и “Параноидальный парк” Гаса ван Сэнта, и “Старикам здесь не место” братьев Коэнов, которые подутратили доверие киноманов, так что пора бы его возвращать, и “Доказательство смерти” Тарантино (не хватает только Линча, который снимает раз в пять лет и коли уж выпустил “Внутреннюю империю”, то премьер от него пока не ждите).

Судя по всему, Канны, а следом за ними и мы с Европой (у нас фильм Тарантино выходит 7 июня) увидят совсем не то “Доказательство смерти”, какое увидела Америка. Там фильм Тарантино вышел в связке с картиной Родригеса “Планета страха” в рамках проекта “Грайндхаус”. Оба — ужастики. Оба — осознанные ужастики категории “Б”, призванные вызвать ностальгию по кинематографу 1970-х. Оба фильма демонстрировались в Америке на одном сеансе, и они вместе, да еще с перебивкой в виде трех рекламных роликов других хорроров (на самом деле несуществующих — это такая шутка для киноманов), длились три часа десять минут.

Каннская же программа обещает, что один только фильм Тарантино достигает размера в 2.07. Ясно, что это особая авторская версия.

Но я бы лично не ставил на режиссеров известных. Канны настроены открывать имена новые. Со времен Ларса фон Триера, который победил здесь с “Танцующей в темноте” аж в 2000 г., Канны так и не создали по-настоящему новых громких режиссерских имен. Им необходимо открытие — очередное кинознамя. Им должно быть обидно, что такого знамени у них пока нет. Поэтому кажется, что хорошие шансы на этом фестивале имеют молодые режиссеры, уже успевшие сделать себе имя, но Каннами пока не отмеченные. И прежде всего наш Звягинцев, мексиканец Карлос Рейгадас (Канны давно пытаются вывести его в дамки — вспомним “Битву в небесах”), а также представитель Германии Фатих Акин. Неважно, что Звягинцев уже побеждал в Венеции, а Акин — в Берлине.

Каннский фестиваль хитрый и умело экспроприирует чужие открытия. Это часть нормальной здравой стратегии сильного фестиваля — отнимать у конкурентов все лучшее. Если Звягинцев или Акин выиграют в Каннах, все тут же забудут, что дорогу им проложили какие-то другие фестивали.

Впрочем, Сокуров и Вонг Кар-вай тоже еще не побеждали в Каннах, хотя относятся к здешним любимцам. Может, выиграет кто-то из них?

У Кар-вая в Каннах, кстати, еще один фильм. Наряду с другими знаменитыми режиссерами он снял по заказу юбилейного Каннского фестиваля 3-минутный фильм “У каждого свое кино”. Фильмы объединены в двухчасовой альманах. Среди его авторов — Ларс фон Триер, Аки Каурисмяки, братья Коэн, братья Дарденн, Такеси Китано, Вим Вендерс, Клод Лелуш, Андрей Кончаловский, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Тео Ангелопулос, Роман Полянский, Чен Кайге, Дэвид Кроненберг, Цай Мин-лян, Чжан Имоу, Майкл Чимино, Аббас Киаростами, Кен Лоуч, Вальтер Саллеш — одно имя гремучей другого. Во время вечерней презентации фильма в ближайшее воскресенье, на которую обещали прибыть все авторы, кроме не любящего путешествий фон Триера, и состоится официальное празднование каннского юбилея. Актеров-звезд на праздновании будет тоже много. Для Каннов особенно важно, что приедет Ален Делон: они с фестивалем долго враждовали, Делон обижался, что фестиваль перед ним не подпрыгивает. Еще в прошлом году Делон устроил враждебную акцию: прилетел в Канны на вертолете прямо во время церемонии открытия, дал интервью одному из каналов — и тут же, не заходя на фестиваль, демонстративно улетел. Перемирию с Делоном фестиваль посвятил особый пресс-релиз.

Резко подобревший Делон сказал, что для него честь вновь подняться по легендарной красной лестнице. И что сожалеет только об одном: что рядом с ним не сможет присутствовать его лучший друг Жан-Поль Бельмондо.



Источник: Ведомости, №87 (1861),16.05.2007,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.