Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

03.11.2021 | Театр

Я останусь с тобой

Рецензия студентки школы культурной журналистики Анны Юсиной на спектакль «Карлсон навсегда» Елены Маховой в Мобильном художественном театре

публикация:

Стенгазета


Текст: Анна Юсина


Для премьеры Мобильного художественного театра Михаил Зыгарь и Максим Жегалин написали пьесу по мотивам советского мультфильма «Малыш и Карлсон». Авторы текста вступили в спор с отечественной интерпретацией сказки Астрид Лидгрен, перенося её в сегодняшние реалии. Помните, Карлсон улетел, но обещал вернуться? Так вот, всё же не вернулся. Прошло 20 лет, Малыш вырос и оказался заперт на карантинной изоляции.
 Надолго оставаясь в одиночестве, мы почти неизбежно пускаемся в воспоминания — о счастливом (или не очень) детстве, о лучших друзьях и первых отношениях, о рискованных поступках. Как мы стали теми, кто мы есть сейчас? Для Сванте Свантесона, повзрослевшего Малыша, катализатором воспоминаний становится звонок в службу доставки. В операторе он узнает Карлсона — и два старых приятеля начинают перебирать давно прошедшие события.

Режиссёр Елена Махова разворачивает действие спектакля в прямом эфире инстаграма: два героя встретились в маленьких квадратных окошках — под потоки лайков и комментариев зрителей (которые, впрочем, остались без внимания).

Павел Ворожцов показывает Сванте Свантесона инфантильным мужчиной, который вырос, но так и не научился брать на себя ответственность. Он ест банками варенье, на наших глазах уплетает торт, а ещё он склонен к истерикам и припоминает всё новые и новые обиды — не знающий меры ребёнок в теле взрослого. Карлсон в исполнении Фёдора Лаврова более сложен: он нарочито весел, будит воспоминания впроброс сказанными хрестоматийными фразами «спокойствие, только спокойствие» и «дело житейское», хитрит, проворачивает фокусы и — упрекает бывшего друга за нереализованность. Этот герой неуловим и изменчив, он подстраивается под настроение Малыша и будто бы вовсе не имеет собственных желаний и чувств. «Был ли ты вообще?» — спрашивает Сванте Свантесон. И тут наступает самое интересное.

Дело в том, что к моменту этой встречи и Малыш, и Карлсон достигли одного возраста — оба в пресловутом «самом расцвете сил». Один из них дорос до другого (а тот, вроде, и не постарел) и больше не смотрит на товарища снизу вверх. А при столкновении лицом к лицу открывается, что всё это время Карлсон был воплощением тайных стремлений скромного и трусливого мальчика. Одинокий ребёнок придумал себе друга — весёлого, бесстрашного, умеющего летать и способного на самые отчаянные шалости. Непременно взрослого, которому всё можно и который будет нести ответственность за безрассудные выходки, за любовь к сладкому, за бардак в комнате — за всё, что не складывается в образ «идеального мальчика».

Узнавание своего альтер-эго происходит болезненно. Сказка оборачивается психологическим триллером: Сванте Свантесон с ужасом обнаруживает, что личность Карлсона подчинила его себе. Наивный, искренний малыш вырос в «невнятного мужчину без пропеллера», пристрастился к сладкому, растолстел, но главное, растерял доверие и простоту, без которых, как оказалось, любые приключения теряют своё волшебство.

В формате инстаграма особенно эффектным получился финал диалога. Лица двух актёров приближаются вплотную к камере — лоб и глаза Малыша соединяются с носом и губами Карлсона — это пугающее слияние в едином теле отсылает нас к кульминации «Бойцовского клуба». Но, увы, этот эпизод остаётся единственной по-настоящему удачной находкой режиссёра. Самое интересное в спектакле «Карлсон навсегда» — его замысел, финальный финт. Предшествующая же ему часть оказывается слишком длинной завязкой, где актёры, излишне эмоционально и наигранно пересказывают сюжет знакомого мультфильма.

Дополнительно:

 Видео — https://youtu.be/lmdNHTQJMHA

 ***

 «Карлсон навсегда» — это вторая режиссёрская работа актрисы Елены Маховой (ГИТИС, мастерская Олега Кудряшова). Её первым спектаклем стала поэтическая постановка «Элен и ребята» (2013), которую Махова сделала в петербургском театре «Мастерская». В нём она сыграла главную роль, читая стихи под инструментальное и вокальное сопровождение квартета музыкантов: Ксении Орловой (вокал), Дмитрия Пименова (бас-гитара), Игоря Иванова (акустическая гитара) и Лины Захаране (фортепиано, вокал).

 ***

 Мобильный художественный театр — театральная компания, стартовавшая выпуском аудиоспектаклей-прогулок по Москве и Санкт-Петербургу. Для участия в представлении необходимо лишь скачать приложение, надеть наушники и идти по предложенному маршруту.

 На время карантина театр перешёл в «домашний» режим и начал создавать аудиоспектакли, не привязанные к городскому ландшафту. С начала пандемии команда Мобильного художественного театра выпустила уже шесть премьер. Сначала вышли аудиоспектакли по литературным произведения от начала ХХ века до наших дней: «Отравленный пояс» по Артуру Конан Дойлу, «Елизавета Бам» по Хармсу и «Академия смеха» современного японского драматурга Коки Митани. Затем пришло время адаптаций зарубежных опытов на грани театра и переживания: появились русскоязычные версии «9 движений» Штефана Кэги и Rimini Protocoll (спектакль, предлагающий за 7 минут раздвинуть собственные представления о своём жилище) и театра в ванной «Play in your Bathtub» американской компании This Is Not A Theatre Company. Буквально на днях вышла аудиопостановка для пробежки — «Кайдзен. Беги в своем ритме».

 









Рекомендованные материалы


Стенгазета
23.02.2022
Театр

Толстой: великий русский бренд

Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.

Стенгазета
14.02.2022
Театр

«Петровы в гриппе»: инструкция к просмотру

Вы садитесь в машину времени и переноситесь на окраину Екатеринбурга под конец прошлого тысячелетия. Атмосфера угрюмой периферии города, когда в стране раздрай (да и в головах людей тоже), а на календаре конец 90-х годов передается и за счет вида артистов: кожаные куртки, шапки-формовки, свитера, как у Бодрова, и обстановки в квартире-библиотеке-троллейбусе, и синтового саундтрека от дуэта Stolen loops.