Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

12.07.2021 | Телевидение

Полифония утраты: как музыка, криминал и любовь переплетены в сериале «Бар «Эдди»

Рецензия студентки школы культурной журналистики Виолетты Палий на сериал «Бар «Эдди».

Текст: Виолетта Палий


сериал «Бар «Эдди», режиссеры: Дэмьен Шазелл, Уда Беньямина, Лайла Марракчи, Алан Пол
Несколько лет назад, после смерти сына популярный американский пианист Эллиот Удо оставил жену, дочь Джули, и уехал в Париж. Так появился клуб «Эдди» в одном из округов Парижа, где вечерами играет джаз-бэнд из шести человек, подбирающихся к среднему возрасту. Руководят баром Эллиот и его товарищ Фарид. Неожиданно Фарида находят мертвым, а незадолго до этого он признался другу, что задолжал деньги. Одновременно с этим в Париж приезжает Джули, которую мать выслала из дома из-за возникшего сексуального подтекста в отношениях Джули и ее новоявленного отчима.

The Eddy, оригинальное название проекта, означает «вихрь». Именно таким и оказывается он, современный Париж — многонациональным вихрем, впитавшим множество культур, рас и национальностей. Он совсем не стереотипно-романтичный, а полный меланхолии в каждом уголке непримечательного для туристов района. Настоящий вихрь парижской жизни.

16-летняя Джули обживается в незнакомом городе, где жители говорят на смеси французского, английского и других языков, встречает первую любовь, отказывается учиться в школе, потому что переросла ее, и совершает ошибки. Эллиот же в это время пытается разобраться с криминальными группировками, которым он внезапно оказался должен, а также с вмешавшимися полицейскими, то есть со всеми, кроме себя, дочери и бэнда. Единственным общим для всех языком остается лишь музыка.

Манера съемки отсылает к методам революционной французской «новой волны». Чтобы прибавить картине «документальности», часть съемочной группы не убирала камеру даже во время перерывов между съемками. Нахлынувший дух свободы в годаровскую эпоху оказывается тем самым духом, которого не хватает персонажам картины: чтобы изменить устои, нужны радикальные, пусть и болезненные, перемены. И вот, на сцене оказываются не уставшие от жизни, а молодые, не менее талантливые музыканты. И вот зал наконец переполнен зрителями, которые не просто сидят за столом и потягивают напиток, но и проживают мелодию с каждым исполнителем. И вот, энергия джаза уже не привязана к зданию бара, за который изо всех сил пытается держаться Эллиот. Возможно, очень важно на новом месте найти дом, но что делать, если он оказывается пустой? Что, если единственным соседом оказывается боль утраты, утраты друга, любви, семьи или чести?

Семь из восьми новелл, на которые разделен сериал, посвящены отдельным персонажам. При этом общая история коллектива не уходит на задний план, а в финальном эпизоде сливается воедино. Семь новелл как семь нот, которые играли каждая сама по себе, но в финальном, восьмом слились в последовательность аккордов, образуя гармоничную мелодию.

Музыкальную группу играют реальные музыканты, совсем не актеры, за исключением солистки, актрисы Иоанны Кулиг, блиставшей несколько лет назад в «Холодной войне» Павла Павликовского. У «Бара «Эдди» четыре режиссера, родившиеся в разных точках планеты, каждый из которых поставил по две серии. Первые два эпизода снял Дэмьен Шазелл, режиссер «Ла-Ла Лэнда» и «Одержимости»; их же показали на Берлинском кинофестивале в 2020 году.

Вот каков он, современный Париж, в котором каждый все равно продолжает искать любовь. Каждый наш день — это маленькая потеря и маленькое приобретение. Во всей этой череде событий реальной остается только музыка.

Все серии уже можно посмотреть на онлайн-платформе Netflix.

Дополнительно:

Все песни, а их довольно немало, в «Эдди» написаны специально для сериала. Именно с них и началась разработка проекта в 2013 году, когда композитор Рэнди Кербер написал десятки песен и отправил их продюсеру Джеку Торну. После этого стартовала разработка сценария и поиск режиссера, одним из которых оказался тогда талантливый дебютант Дэмьен Шазелл.

 









Рекомендованные материалы


Стенгазета

Выйти из лабиринта

«Тьму» можно сравнить с «Твин Пиксом»: в маленьком городке происходят таинственные события, камера следит за жизнью нескольких семей, а распутывание детективной завязки раскрывает метафизические законы. Но если мистика Линча носила необъяснимый характер, то Баран Бо Одар выстраивает свою научно-фантастическую картину наподобие логического лабиринта.

Стенгазета

Культурный переворот в хасидском Бруклине

«Неортодоксальная» ― второй сериал про консервативные еврейские общины на Нетфликсе после «Штиселя», впервые показавшего жизнь семьи в такой общине изнутри. Оба проекта открывают широкой публике доступ к ортодоксальной культуре, традициям и отношениям в сообществе. Но «Неортодоксальная» обращается к темам, которые в «Штиселе» почти не рефлексируются: гендерным ролям и культурной идентичности.