Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

24.03.2021 | Телевидение

Культурный переворот в хасидском Бруклине

Рецензия студентки школы культурной журналистики Юлии Кузищиной на мини-сериал «Неортодоксальная» Марии Шрадер

публикация:

Стенгазета


Текст: Юлия Кузищина


NETFLIX продолжает расширять географию своего контента и аудиторий. В мини-сериале «Неортодоксальная» действие происходит в Нью-Йорке и Берлине, но границы, которые пересекают герои, оказываются не только географическими. «Неортодоксальная» ― это история девушки, сбежавшей из ультраконсервативной еврейской общины. В ее основе ― реальный опыт писательницы Деборы Фельдман, рассказанный ею в одноименной автобиографической книге. Перенесли историю на экран продюсер Анна Вингер и режиссер Мария Шрадер, а Фельдман помогала со сценарием и выступила в роли консультанта.
 Девятнадцатилетняя Эстер Шапиро (Шира Хаас) живет в закрытой бруклинской общине сатмарских хасидов. Когда-то ее мать сбежала от мужа-алкоголика, поэтому Эсти вырастили бабушка и дедушка. В положенное время она выходит замуж, но разочаровывается в браке и отправляется в Берлин, где теперь живет ее мать. Здесь героиня сталкивается с миром, в котором ей предстоит искать себя.

«Неортодоксальная» ― второй сериал про консервативные еврейские общины на Нетфликсе после «Штиселя», впервые показавшего жизнь семьи в такой общине изнутри. Оба проекта открывают широкой публике доступ к ортодоксальной культуре, традициям и отношениям в сообществе. Но «Неортодоксальная» обращается к темам, которые в «Штиселе» почти не рефлексируются: гендерным ролям и культурной идентичности.

Действие сериала происходит параллельно в двух временных отрезках: в одном Эсти попадает в Берлин, в другом разворачивается история ее замужества. Ключевой темой становится женский опыт жизни в хасидском сообществе. Взросление героини - это сватовство, свадьба по договору и превращение в бракованную деталь патриархального механизма. Неспособность выполнить предназначение и родить ребенка приводят к давлению родственников, которое и подталкивает ее к побегу. Но за этой историей есть и другие слои: культура общины, несущая следы коллективной травмы. Основа сатмарских убеждений ― вера в то, что праведный образ жизни поможет им избежать еще одного Холокоста. Это важная часть идентичности героини, с которой зритель сталкивается, когда Эсти выбирает сделать смелый для себя шаг. В мультикультурной компании берлинских студентов она узнает о трагической для евреев истории озера Ванзе и находит смелость окунуться в него ― здесь же она впервые снимает обязательный для замужних женщин парик. Для Эсти это не бегство: попытки окружающих представить ее как жертву собственной общины героиня пресекает. Постепенно берлинские эпизоды, где она раскрывается как личность, и флешбеки складываются в одно целое. Проблемой оказывается не героиня, а неспособность закостеневших традиций поддерживать тех, кто готов переосмыслять прошлое и двигаться в будущее.

Внимательный подход к работе помог сериалу выстроить критический взгляд на ортодоксальное сообщество, не превращая его выходцев в ходячие стереотипы. Сожалея о консервативности хасидской культуры, «Неортодоксальная» бережно относится к тому, что может быть важно для ее носителей: сцены праздников и ритуалов воспроизводятся максимально правдоподобно. Они становятся опорой для тех, кто узнает культуру на экране и проводником для тех, кто находится за ее пределами. Зная о необычности такого материала, Нетфликс также дает возможность заглянуть за кулисы и сопровождает сериал коротким метром с дополнительным комментарием о съемках. Аутентичный портрет современного закрытого сообщества, темы эмансипациии и поиска идентичности делают сериал актуальным, а бережная экранизация реальной личной истории не смогут оставить зрителей равнодушными.

Дополнительно: Пояснение про «Штисель»:

«Штисель» (2013-2016) ― двухсезонный сериал про семью из израильской ортодоксальной общины, в основном выстроенный вокруг жизни молодого раввина Акивы Штиселя. В сериале есть тема запретов и того как с этими запретами решают вопросы члены семьи. Важные женские персонажи в сериале ― молодая вдова, которая разными способами отказывает ухаживающим за ней Акиве, и сестра Акивы, которую бросает муж, и она остается с пятью детьми, но отказывается от помощи (в роли одной из дочерей ― Шира Хаас). Почти все герои тем не менее не рассматривают вариант ухода из общины,  полностью в ее жизнь встроены и не подвергают вопросам ее уклад. Штисель стал культовым сериалом для ультраортодоксального сообщества, хотя изначально планировался как сериал для не состоящей в подобных комьюнити аудитории, и даже содержит шутку на эту тему: чью-то бабушку отправляют в дом престарелых, где в палате оказывается телевизор, члены семьи стараются избавить ее от неправедного просмотра сериалов, испортив кабель.

 









Рекомендованные материалы



Полифония утраты: как музыка, криминал и любовь переплетены в сериале «Бар «Эдди»

16-летняя Джули обживается в незнакомом городе, где жители говорят на смеси французского, английского и других языков, встречает первую любовь, отказывается учиться в школе, потому что переросла ее, и совершает ошибки. Эллиот же в это время пытается разобраться с криминальными группировками, которым он внезапно оказался должен, а также с вмешавшимися полицейскими, то есть со всеми, кроме себя, дочери и бэнда.

Стенгазета

Выйти из лабиринта

«Тьму» можно сравнить с «Твин Пиксом»: в маленьком городке происходят таинственные события, камера следит за жизнью нескольких семей, а распутывание детективной завязки раскрывает метафизические законы. Но если мистика Линча носила необъяснимый характер, то Баран Бо Одар выстраивает свою научно-фантастическую картину наподобие логического лабиринта.