Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

09.07.2021 | Музыка

Чем дальше — тем ближе

Рецензия студентки школы культурной журналистики Марии Невидимовой на онлайн-концерт ансамбля Ensemble Modern, в проекте «On air».

публикация:

Стенгазета


Текст: Мария Невидимова



Один из ключевых игроков в пространстве новой академической музыки, европейский ансамбль Ensemble Modern празднует в этом году 40-летие. И по иронии судьбы именно теперь коллектив оказался искусственно разобщен пандемийными запретами совместного пребывания. Но центростремительная сила, ставшая обратным следствием карантинных заточений, сближает всех и вся.
Так и здесь – обосновавшись в мансарде своей франкфуртской штаб-квартиры, музыканты вышли на связь со всем миром в проекте серии онлайн-концертов «On air» («В эфире»). Название занимательное, если перевести его дословно: «по воздуху» сейчас передается не только информация любого рода, но главным образом вирус.

Теперь ансамблю из 20 человек оставаться на плаву можно разве что «с подвывертом». Следствием мер по сохранению дистанции стала особая программа, в которую вошли лишь сольные сочинения и дуэты. Последние составили неочевидные тембровые сочетания: маримбы и виолончели в пьесе Mariel Освальдо Голихова, рояля и малого барабана в Gemini Dances 6 Говарда Скэмптона, флейты и скрипки в Due Voci Стефано Герванзони. Звукоизобразительная музыка одного из участников ансамбля, тромбониста Уве Дирксена, Covid auf Reisen тембром его тромбона и электроники буквально обрисовала путешествия вируса – по улицам, транспорту и клубам мегаполисов. Несложно догадаться, кто из инструментов «исполнял» роль ковида – инородные силы звучание тромбона часто символизировало и в музыке прошлых столетий. Имена всех этих композиторов для российской публики не слишком известны: у нас они возникают в предельно узких кругах – и совсем редко на сценах. И наоборот, сольные выступления были связаны с сочинениями классиков авангарда, известных во всем мире. Препарированный рояль в «Музыке для Мориса Дюшана» Джона Кейджа, ветвящиеся пассажи перкуссии в Rebonds B Яниса Ксенакиса – все эти тембровые тонкости в отлично организованной трансляции смогли протиснуться сквозь пятую стену онлайна, так внезапно отвлекшую мир от постоянных попыток разрушить четвертую.

Несмотря на то, что проект «On air» заявлен как серия концертов, все это не было концертом в привычном понимании. Небольшие пьесы скорее прослаивали эфир-дискуссию, в котором на расстоянии не меньше метра друг от друга представители франкфуртской правозащитной организации medico international и участники ансамбля обсуждали всемирные проблемы вокруг Covid-19. К слову, с метражом здесь произошло вовсе не отдаление: юридический адрес medico international находится в ста метрах от штаб-квартиры ансамбля, и тут они стали еще ближе.


Сущность камерного музицирования заключается в объединении людей, и в большем степени – в их духовном объединении. И теперь камерная музыка как нельзя лучше олицетворяет эти парадоксальные пандемийные времена, когда чем дальше – тем ближе. Возможно, одним из культурных последствий периода изоляции станет появление множества новых камерных сочинений – как символа эпохи карантина.


Дополнительно:

Один из ведущих ансамблей современной музыки Ensemble Modern был основан в 1980 году и никогда не имел постоянного художественного руководителя. В разное время в качестве дирижеров с ним сотрудничали Пьер Булез, Хайнц Холлигер, Петер Эвтёш и другие. В нынешним году в честь своего 40-летия ансамбль заказал 40 сочинений композиторам из разных стран мира, которые выйдут на юбилейном CD. Россию в этой программе представит Владимир Тарнопольский.

 

 









Рекомендованные материалы


Стенгазета
18.10.2021
Музыка

Последние песни

Концерт Берга «Памяти ангела» считается одним из самых проникновенных произведений в скрипичном репертуаре. Он посвящен Манон Гропиус, рано умершей дочери экс-супруги композитора Альмы Малер и основателя Баухауза Вальтера Гропиуса. Скоропостижная смерть Берга превратила музыку Концерта в реквием не только по умершей девушке, но и по его автору.

22.09.2021
Музыка

Не в счастье счастье

Хотя «Комсомольск» лишь наполовину состоит из барышень, его образ вызывающе женственен и здесь не обойтись без сравнений с прекрасными «Колибри». С той разницей, что «Колибри» вернулись из космоса с суровой вестью о том, что Счастья нет, а последний альбом «Комсомольска» - про почти наоборот.