публикация:
Стенгазета
Текст: Александр Москвин
«Изгнание дьявола из моей лучшей подруги» - первая книга Грейди Хендрикса, переведённая на русский язык. Ценители хоррора ранее могли видеть снятую по его сценарию чёрную комедию «Сатанинская паника» (2019).
На страницы любых своих произведений – будь то проза или кинодраматургия – писатель охотно призывает демонов, но относится к ним без религиозного трепета. Пускай посланцы ада наделены дьявольскими силами, современный человек, даже утратив веру, способен противопоставить им чувство юмора, смекалку и секулярный взгляд на мир.
Хоррор об изгнании дьявола кажется немыслимым без экзорциста. Если есть завладевший человеком демон, значит должен быть и тот, кто справится со злом силой креста и молитв. Грейди Хендрикс разделывается с жанровым клише. Качок Кристиан из шоу «Вера и фитнес» (именно он тут будет зачитывать Библию и брызгать святой водой) – фигура откровенно комичная. По-настоящему сражаться со злом придётся старшекласснице Эбби – ведь именно её подружкой завладел демон Андрас. У девушки нет познаний в теологии и всесокрушающей веры, зато на её стороне сила неудавшихся дредов, потерянных зубных пластинок, светлячков, Фила Коллинза, «Инопланетянина» и других символов давней дружбы.
Демон вселяется в старшеклассницу Гретхен на вечеринке с ЛСД. Сначала девушка серьёзно заболела, а потом резко похорошела и расцвела. Одной внешностью преображение не ограничивается – меняется и поведение. Стараясь оставаться вне подозрений, Гретхен превращает жизнь окружающих в маленький ад. Демон находит к каждому индивидуальный подход. Только Эбби понимает, что разумом подруги завладел кто-то иной, и готова бороться, пускай даже родители, школа и полиция встанут на пути. Хотя книга не относится к категории young adult, она становится своеобразным гимном юности – в каком же ещё возрасте хватит максимализма и самоуверенности, чтобы пойти наперекор всем авторитетам.
В названиях глав, задавая настроение, скрываются строчки из хитов 80-х – от лёгкой поп-музыки до тяжёлого метала. Сам тон повествования словно поочерёдно проходит этапы экзорцизма: от гнетущего кризиса через напряжённую духовную битву он движется к очищающему избавлению. От трогательной концовки даже комета Галлея – до её нового появления Эбби и Гретен пообещали не расставаться – рискует растаять и вовсе не вернуться. Грейди Хендрикс иронично обыгрывает штампы хорроров об одержимости. Только с культовым романом Уильямом Блэтти он вежливо раскланивается, когда неудавшийся экзорцист Кристиан решается на самопожертвование, хотя и не такое символическое, как отец Каррас в «Изгоняющем дьявола».
За гримасами одержимости в романе Грейди Хедрикса скрываются проблемы подростков. Взрослые не готовы понять или даже просто выслушать их. Система, которая должна защищать тинэйджеров, найдёт множество способов от них отмахнуться. Ситуация выглядит ещё драматичнее, если учесть время действия: конец 80-х – в разгар «сатанинской паники». СМИ пестрят «утками» о кровавых жертвоприношениях, подростки пугают друг друга жуткими городскими легендами, учителя советуют держаться настороже… Все настолько увлечены поисками иллюзорного дьявола, что даже не замечают рядом с собой настоящего зла.
Грейди Хендрикс, работая в жанре чёрной комедии, стремится, чтобы смешное вызывало улыбку, а страшное бросало в дрожь. Чёткое выдерживание баланса делает «Изгнание дьявола из моей лучшей подруги» ещё более трогательным, драйвовым и запоминающимся.
Дополнительно:
Тема «сатанинской паники» неоднократно возникала в творчестве Грейди Хендрикса. Этим термином принято обозначать моральную панику, охватившую США, Великобританию и ЮАР в 80-е годы прошлого века. Из-за «жёлтой прессы» и религиозных проповедников широкое распространение получили городские легенды о существовании могущественных сатанистских организаций, которые на «чёрных мессах» убивают и насилуют детей. В СМИ и пропагандистских брошюрах приводились зашкаливающие данные: количество жертв исчислялось десятками тысяч, а число сатанистов достигало нескольких миллионов. Надуманные слухи стали поводом для ряда уголовных обвинений – впоследствии выяснилось, что многие из них были основаны на «ложных воспоминаниях». В 1992 году Министерство юстиции США развенчало миф о существовании массового культа дьяволопоклонников. Социолог Джеффри Виктор счёл причиной сатанинской паники нравственный кризис и реакцию бедных слоёв населения на социально-экономические трудности.