Новый релиз Baroness “Gold & Grey” — произведение весьма тяжелое для усвоения. Дело тут вовсе не в чрезмерной замороченности композиции или сложности концепции, как можно было бы ожидать от другой группы, выступающей в жанре прогрессив метал. Неудобства, которые возникают при прослушивании альбома, чисто механические. “Gold & Grey” длится больше часа, а специфическое сведение иногда сливает все инструменты в неразборчивый шум.
Однако, смирившись с этими особенностями, слушатель обнаружит песни, устроенные не менее интересно, чем предыдущие работы коллектива. Например, под трек “Seasons” сердце само застучит в такт со сбивчивым ритмом, а дыхание перехватит на эффектном крещендо в середине, когда ударные внезапно врежутся в гитарную стену звука. При этом композиционная сложность треков Baroness вовсе не лишает их потенциальной хитовости. Так основная мелодия из трека “I'd do anything” легко могла бы прозвучать на альбоме каких-нибудь радио-френдли пост-гранжеров. Однако благородное эхо в вокале и дроуновые шумы на фоне не позволяют обвинить Baroness в попытке подстроиться под массовую аудиторию.
“Gold & Grey” — финальная пластинка Baroness из длинной серии альбомов с “цветовыми” названиями, начавшейся аж 12 лет назад с “Red Album”. С тех пор прямолинейного сладж метала в музыке группы стало значительно меньше, что освободило пространство для разнородного микса жанров. Фронтмен Джон Бейзли (гитара и вокал) вообще не рассматривает метальных коллег в качестве ориентиров и сравнивает новые песни с творчеством синти-поп группы Duran Duran, трип-хоп коллектива Massive Attack и r’n’b-трио TLC . Судя по комментариям на разных страницах с обсуждениями “Gold & Grey”, изменения больше всего печалят давних слушателей.
Клип на песню “Seasons” — один из ключевых синглов “Gold&Grey”
Является ли нынешней звучание виной (или заслугой) саундпродюссера Дейва Фридманна, или коллективным решением всех, кто работает над Baroness — вопрос открытый. Как бы то ни было, перемены в музыке этой группы были неизбежны. За годы, прошедшие с дебютного релиза, из первоначального состава в строю остался только Бейзли. После автокатастрофы, в которую коллектив попал в 2012-м, двое участников отказались от сцены из-за травм, еще один ушел пару лет назад по личным причинам. Сам Бейзли до сих пор вынужден постоянно носить на руке накладку, поддерживающую суставы, и регулярно испытывает боль из-за перелома.
На предыдущей пластинке “Purple”, записанной практически по мотивам той аварии, ощущалось агрессивное сопротивление внешнему миру, попытка дать сдачи обстоятельствам с помощью жирных рифов и агрессивных текстов. Судя по “Gold & Grey”, который часто уходит от метала в акустический слоукор, боль так и не ушла. Размытый звук и уязвимая лирика показывают, что окончательная победа над травмами маловероятна: «I am selfish, I am wrong. / I’m scared to be alone. / Every aching joint breaking at the bone».
Постоянные потребители привыкают к продуктам определенного состава, но без перемен не может быть развития. Новое звучание и настроение Baroness прежде всего свидетельствуют о том, что команда Бейзли — это живой организм, который продолжает меняться и развиваться изнутри.
Дополнительно:
1) Саундпродюссером “Gold & Grey” выступил Дейв Фридман, наиболее известный по работе с инди-рок коллективом Flaming Lips. Вместе с Фридманом Baroness работали и над предыдущей своей пластинкой “Purple”, на которой уже обозначился новый курс группы в сторону жанровой эклектики. Это сотрудничество принесло Baroness первую номинацию на премию “Грэмми”.
2) Альбом “Gold & Grey” стал первым альбомом Baroness, записанным при участии новой гитаристки Джины Глиссон. Для самой артистки это первый большой релиз, на которой она выступает в качестве автора. Прежде ее карьера строилась в основном на работе по найму: она гастролировала в качестве сессионного гитариста с Карлосом Сантаной и The Smashing Pumpkins, участвовала в профессиональных кавер-бендах (один из них назвался “MISStallica”) и выступала с труппой «Сирк дю солей» с программой, основанной на творчестве Майкла Джексона. На “Gold & Grey”, помимо гитары Глиссон, можно услышать и ее бэк-вокал.
После исполнения музыканты и директор ансамбля Виктория Коршунова свободно беседуют, легко перекидываются шутками с Владимиром Ранневым. Всё это создаёт такую особую атмосферу, которую генерируют люди, собравшиеся поиграть в своё удовольствие, для себя и немного для публики. А как же молодые композиторы?
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.