Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

14.11.2019 | Арт

Экслибрис или мем?

Рецензия студентки школы культурной журналистики Стаси Дементьевой на отчетную выставку работ «Экслибрис для моей библиотеки» в екатеринбургском коворкинге «Гутенберг».

публикация:

Стенгазета


Текст и фото: Стася Дементьева


В феврале 2018 года художник Кирилл Бородин открыл творческую точку «Гутенберг», названную в честь Иоганна Гутенберга — немецкого изобретателя книгопечатания середины XV века. В этой мастерской или, как ее ещё называют, «коворкинге для творческих людей», проводят выставки графики местных художников, лекции, популяризирующие техники печатной графики, и мастер-классы по работе на офортном станке. На всероссийском молодежном форуме «Таврида» Кирилл выиграл грант на проведение первой образовательной программы «Экслибрис для моей библиотеки». Любой желающий мог записаться на один бесплатный мастер-класс и создать работу в одной из трёх гравюрных техник.

Итогом стала отчетная выставка, где представлены экслибрисы участников в техниках линогравюры, сухой иглы и гравюры на картоне. Исторически экслибрис — опознавательный знак владельца, который наклеивается на левый форзац книги. На нем изображаются имя, фамилия или сюжеты, связанные с деятельностью собственника библиотеки. Забавно, что название образовательной программы – «Экслибрис для моей библиотеки». Вряд ли участники будут использовать созданные печатные оттиски по назначению, как это делали раньше. В XXI веке бумажные книги активно заменяют электронные читалки и подписки на Bookmate.

На выставке работы участников предстают как самостоятельные произведения, оформленные в рамы. Объединяющая тема у выставки отсутствует, кураторский задумки тоже нет, но сюжеты все равно перекликаются – похожие сюжеты висят рядом или оформляются в одну раму. В работах, сделанных непрофессиональными художниками, даже не художниками вообще, находим прямые отсылки к современной культуре. Если к работам с котами добавить смешную фразу, экслибрисы превратятся в «кошачьи» мемы. А обилие женских образов говорят об интересе авторов к проблемам феминизма или восприятию женского тела. У кого-то остался и традиционный подход: просто имя или инициалы, вплетенные в картинку с абстрактным сюжетом. Посмотрев выставку, в голове рождается среднестатистический портрет участника мастер-классов: молодой человек или девушка 17-25 лет, много времени проводит в интернете, любит читать и заниматься творчеством. Так и получилось: на открытие пришли участники-молодые ребята, оставшиеся неизвестными – ни одна работа не была подписана.

«Гутенберг» — творческая точка в международном центре искусств «Главный проспект» (проспект Ленина, 8, г. Екатеринбург), цель которой — популяризация печатной графики.

Итоговая выставка не претендует на звание настоящей художественной выставки, а работы –  далеко не шедевры для зрителей. Но точно шедевры для их создателей, которые делали гравюру впервые. Овладение печатной графикой требует времени, терпения, фантазии и усидчивости. Одна участница рассказала, что на изготовление первой линогравюры потратила больше трёх часов, и теперь понимает, сколько труда вкладывает профессиональный художник-гравер при создании произведений. Участник подобных образовательных программ становится не только творцом, но и чутким зрителем.

 

 









Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.