публикация:
Стенгазета
Текст: Стася Дементьева
В Музее Наива открылась выставка произведений наивных художников «Всегда Ваш, Пушкин». На выставке представлены работы про Александра Сергеевича Пушкина из коллекций Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Оренбургского областного музея изобразительных искусств.
В 2013 году Оренбургский музей изобразительных искусств предложил местным художникам поучаствовать в проекте «Мой Пушкин». Идея появилась не просто так – 180 лет назад Александр Сергеевич впервые посетил оренбургские земли. Важная для оренбуржцев дата вдохновила художников. Картины о жизни Пушкина и героях его литературных произведений были выставлены на площадке инициатора проекта. В 2017 году выставка успела побывать в литературно-историческом музее Александра Сергеевича Пушкина в Москве, а теперь оренбургскую пушкиниану, разбавленную работами местных наивных художников, можно посмотреть в Екатеринбурге.
Наивными художниками называют художников без профессионального художественного образования. Они не заканчивали школы искусств или академии художеств. Художникам-самоучкам просто нравится рисовать. Рисовать так, как они чувствуют. Их работы часто путают с детскими рисунками с неправильной перспективой, разномасштабностью фигур или неидеальными пропорциями. На выставке таких «детских» рисунков одиннадцати художников собрано больше сорока.
Музей Наива - подразделение Екатеринбургского музея изобразительных искусств, открытое в 2017 году. В основу постоянной коллекции легли работы из собрания бывшего главы города Евгения Ройзмана. Их можно посмотреть на первом этаже музея. На втором - залы для временных экспозиций.
Выставка разместилась в пяти залах музея. Экспозиция первых двух залов, заполненных работами Владимира Трубина, перетекает в зал Василия Зоренко, оттуда – в большой зал с работами нескольких художников и малый зал с картинами Елены Калугиной. Ее работы напоминают поздние работы Марка Шагала выбором сине-желто-красной цветовой
гаммы и фигурами, почти лишенными объема. У Калугиной герой картин – сам Пушкин, задумчиво прогуливающийся во время болдинской осени, самой продуктивной поры в творчестве поэта, или сосредоточенный с пером в руке – частый образ Пушкина в искусстве. Художник Владимир Трубин пишет многофигурные композиции, где Пушкин беседует с казачкой Бунтовой, покупает жареных рябчиков вместе со слугой Калашниковым и участвует в дуэли с Дантесом. Поверх изображений Трубин пишет тексты от руки, подробно рассказывающие, что происходит на картине. Эта традиция зародилась во времена появления иконописи еще в VI веке, когда иконописец подписывал сюжет «внутри» икон, и продолжается сейчас – вспомним работы концептуальных художников или рисунки комиксистов. Пушкин у Трубина становится персонажем, выдуманной повести. Как в его произведениях Пугачев, Руслан или русалка, чьим образом лесной феи вдохновились Василий Зоренко, Лариса Нестерова и другие художники. У наивного художника Зоренко маленькая русалка нарисована в цвет ствола дуба, будто из него же и вырастает, а у колористки Нестеровой русалка появляется из экспрессивного завихрения ярких цветовых пятен.
Не хватает завихрения самой экспозиции, ее маршруту. Традиционная развеска и разбивка «зал-художник» делает выставку строгой и скучной, хотя каждая работа в отдельности – наивная и чудаковатая. Объединение картин в тематические блоки дало бы возможность зрителю сравнить восприятия художников одного и того же литературного сюжета, а главное – выстроить историю жизни Пушкина – главного героя этой выставки.