Театральный итог прошедшего года все мои российские коллеги определяют однозначно: дело плохо. Всем понятно, что речь идет о «деле «Платформы», которое разделило год на «до» и «после» и довольно быстро превратилось в глобальное «театральное дело», к которому приплетают все больше участников. Кажется, в новейшее время это первая одобренная государством кампания «по разоблачению» до есть дискредитации целой отрасли. Следствий из этого театрального дела много, думаю, что мы еще не все можем оценить, но кое-что уже несомненно. Во-первых, в отечественных театрах посеян страх: директора боятся соглашаться не только на новые рискованные проекты, без которых развитие театра невозможно, но и на то, что много раз делали. Дуют на воду, стараясь обезопасить себя и свои коллективы, понимая, что ни безупречная репутация, ни опыт, ни премии теперь не помогают. Второе следствие – это чувство тотальной незащищенности всех, кто что-либо делает не только в театре и даже не только в искусстве. Ситуация, когда ошибки в бухгалтерской отчетности не просто приравниваются к воровству, но и называются мошенничеством по сговору, особо тяжким преступлением, требующем ареста, выглядит равно опасной для всех. Стало понятно, что прошли времена, когда собственная известность, так же как заступничество знаменитостей и общественное мнение могли помочь, письма поддержки самых уважаемых персон страны, да и зарубежных звезд суд выкидывает, не читая.
Одним из самых важных следствий «антитеатральной кампании» стало ощущение беспомощности перед лицом государства, лицом которого выступает суд, не пытающийся даже имитировать соревновательность сторон, а просто едущий, как каток по запрограммированному маршруту, давя все живое. Вот это унизительное и депрессивное чувство, начиная с лета очень сильно изменило театральную атмосферу в стране: чтобы ни происходило в театре, оно всегда было омрачено знанием, что наши коллеги – Кирилл Серебренников, Алексей Малобродский, Софья Апфельбаум, Юрий Итин - сидят под арестом в некотором смысле за всех нас, как заложники. И даже восхищение стойкостью Алексея Малобродского, проведшего без всякой вины за решеткой уже пол года и продолжающего вести себя как боец, не дает надежды. Многие мои коллеги даже отказываются от предновогодней традиции называть лучшие спектакли года, поскольку «какие могут быть лучшие спектакли, пока наши коллеги под арестом».
Все так, тем не менее, вот мой субъективный список главных театральных впечатлений прошедшего года – спектаклей и фестивалей, омраченных «театральным делом» (на спектакль Фабра на фестивале «Территория» театральная критика мчалась прямо с очередного заседания суда), но тем не менее многое нам давшим, в частности в понимании, что такое свобода в искусстве и вне его.
1. «Старик и море», режиссер Анатолий Васильев, Чеховский фестиваль
За эпохальное возвращение Васильева хотя бы на один спектакль, огромное спасибо Чеховскому фестивалю. Даже, если этот спектакль не удастся больше играть как репертуарный, то, что он был, задает масштаб всему нашему театральному процессу. Великий режиссер и грандиозная актриса Алла Демидова играют Хэмингуэя, как музыкальное произведение, со строгой сдержанностью и медленным постепенным разворачиванием, доходя до феерического крещендо, а затем до последнего угасания. Этот спектакль, конечно, про силу духа и свободу. Но прежде всего – про само искусство, искусство par excellence.
2. «Проза», режиссер Владимир Раннев, «Электротеатр Станиславский»
Спектакль в постановке Владимира Раннева по собственной опере в невероятном по сложности и осмысленности оформлении Марины Алексеевой для меня - один из лучших проектов Электротеатра за все годы, наряду с давним спектаклем другого композитора-режиссера, Хайнера Геббельса. Постановка оперы, соединяющей Чехова и Мамлеева, визуально и музыкально так прихотливо, богато и многослойно устроена, что уже когда ее смотришь в первый раз, думаешь о том, что надо прийти во второй.
3. «Безприданница», режиссер Дмитрий Крымов, ШДИ
«Безприданница», вышедшая осенью и «Мертвые души», увиденные в начале года – спектакли огромной игровой свободы внутри общеизвестных сюжетов. Клоунские, дуракавалятельные, провокативные и вместе с тем оба трагические - идет ли речь о самоубийстве обманутой ресторанной певички или о судьбе Гоголя.
4. «Маленькие трагедии», режиссер Кирилл Серебренников, Гоголь-центр
Спектакль, премьера которого была сыграна без режиссера, не имевшего возможности его доработать, смотрится неровно, но содержит очень сильные, остро современные сцены, которые выводят «…трагедии» в ряд лучших спектаклей сезона. Девиз «Жги!», взятый из пушкинского напутствия пророку, очень подходит этой резкой и болезненной постановке – жжет Кирилл и жжет верный ему театр, продолжая работать и бороться за своего руководителя.
5. «Альцина», режиссер Кети Митчелл, Большой театр
В этом году мы увидели две оперы в постановки Кети Митчелл в Большом. Одну – «Написано на коже» Мартина Кримпа, как гастроли с оперного фестиваля Экс-ан-Провансе и вторую – «Альцину» Генделя, как копродукцию с этим же фестивалем. И это было изумительное соединение сложного современного театрального замысла с восхитительными, остро эмоциональными актерами-певцами и музыкой, которую непривычная трактовка раскрывала по-новому.
6. Cargo-Moscow, постановка Rimini Protokoll, производство компании Фёдора Елютина.
Спектакли-исследования немецко-швейцарской группы Rimini Protokoll в последние годы становятся традиционными для России, но их значение и влияние на умы не становится меньше. В этом году мы видели два проекта: московскую версию перемещающегося по миру Cargo X (Cargo-Moscow) – путешествие в кузове грузового трейлера по окраинам Москвы, как метафора путешествия в Магадан. И привезенный на фестиваль «Территория» спектакль-инсталляцию «Наследие. Комнаты без людей». Оба спектакля – это прямая трансляция чужого опыта, несхожего с нашим или того, о котором не принято говорить. Опыта жесткой мужской жизни на колесах русских дальнобойщиков и опыта подготовки к смерти. Это был важный опыт.
7. «Волшебная страна», режиссер Всеволод Лисовский, Театр «18+», Ростов-на-Дону
После прошлогодних «Неявных воздействий» в Театре.док Лисовский стал у нас главным специалистом по партизанским вылазкам театра в мир, в которых событием становится сама реакция улицы на провоцирующий ее спектакль. В «Волшебной стране» Лисовский отправлял зрителей в меланхолическую прогулку по разрушающемуся городу своей юности, местам, связанным со старыми друзьями, большинства из которых давно нет на свете. А на фестивале «Территория» в рамках проекта «Живые пространства» Лисовский поставил с артистами Театра.док спектакль «Червь», который играли в рейсовом автобусе, идущем через всю Москву.
Отдельно, чтобы не раздувать список, хочется назвать три фестиваля, показавшие спектакли, без которых для меня никакие театральные итоги года были бы невозможны
1. Чеховский фестиваль.
Чеховский, с его ориентацией на звезд, устоявшиеся имена, любящий театральные шоу, в этом году подарил нам «Старика и море», о котором я уже говорила. И к тому же Чеховский, особенно любящий визуальный театр, в этом году, во-первых, привез новый спектакль Филиппа Жанти «Внутренние пейзажи», где немолодой режиссер вспоминает свою театральную биографию через образы-картинки. И поразительно, как Жанти, которому после болезни трудно говорить, разговаривает со зрителями с помощью театра. А во-вторых, для меня важным было увидеть «Волшебную флейту» из берлинской Комише опер в постановке британского театра «1927». Честно сказать, сам спектакль – по музыкальной, да и актерской части - оставлял желать лучшего, но та изобретательность с которой он был сочинен режиссером Сюзан Андрейд и аниматором Полом Бэрритом, была просто фантастической.
2. Фестиваль «Территория».
Фестиваль «Территория» в этом году предъявил невероятно разнообразную, лучшую за все годы программу. Классический спектакль Анны Терезы Де Кеерсмакер «Фазы. Четыре движения на музыку Стива Райха», показавший нам источник и точку отсчета того контемпорари данса, который мы знаем, волшебную и успокаивающую виртуальную реальность «Ночи в библиотеке» Робера Лепажа, завораживающую видеоинсталляцию «Изнанка» Димитриса Папаиоанну, документальный спектакль Rimini Protokoll и, наконец, апофеоз полной свободы в спектакле «Бельгийские правила\Бельгия правит» Яна Фабра, знакомящего нас со своей страной через клише, предрассудки, глупые запреты и приводящий к финалу к восхищению и восторгу.
3. Фестиваль NET
Маленький но гордый фестиваль продолжает держаться несмотря на то, что Минкульт полностью лишил его финансирования. Мои фавориты в программе нынешнего года – кинопроект «Последний год Фольксбюне», в котором мы увидели спектакли и видеодокументацию жизни театра Франка Касторфа перед его закрытием с комментариями режиссера и драматурга. И “Наизусть” португальского режиссера и актера Тьяго Родригеса – вдохновляющий и очень актуальный разговор о памяти и сопротивлении со зрителями, в результате которого они выучивают сонет Шекспира.