Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

10.04.2017 | Анимация / Интервью

Лохматая обида и женщины-тюлени

Разговор с Анной Будановой о мультфильмах, путешествиях и о том, что надо меняться

На закрытии Суздальского открытого фестиваля – главного российского  анимационного смотра – было объявлено, что Гран при жюри присудило Анне Будановой за фильм «Среди черных волн». В то же время профессиональный рейтинг, за который голосуют все участники фестиваля, тоже поставил на первое место (причем с большим отрывом) фильм Будановой. И значит, по традиции Суздальского фестиваля, весь следующий год до следующего года Аня будет считаться его почетным президентом.

Выпускница кафедры анимации екатеринбургского архитектурного института Анна Буданова – одна из самых новых звезд отечественной анимации. В Екатеринбурге выпускники этой кафедры защищают диплом подготовительными материалами к фильму, и тех, кому повезет, потом берут с этой разработкой уже снимать фильм на какую-то студию. Так что картина, подготовленная в институте, считается дебютом и возможности соревноваться на фестивалях в студенческих номинациях у екатеринбуржцев нет, а их первый послеинститутский проект участвует на равных во «взрослых» конкурсах. Задуманный еще в институте фильм «Обида», который сняла 24-хлетняя Аня, - история про толстую девочку, обида которой превратилась в маленького мохнатого зверька, а с течением жизни выросла огромную монструозную старуху и подчинила себе хозяйку – сразу имела успех и на российских, и на международных фестивалях . В 2013-м году  он был единственным из отечественных фильмов, отобранных в программу самого престижного мирового фестиваля анимации во французском городе Анси и получил важный приз за лучший дебют. В этой картине многие видели и стилистическое, и содержательное родство с двумя  вышедшими до того знаменитыми екатеринбургскими мультфильмами – «Девочкой дурой» (2008) Зои Киреевой и «Подарком» (2010) Михаила Дворянкина, так что можно было говорить о трилогии.  Но следующий фильм Ани - «Среди черных волн» - по северной сказке о девушке-тюлене, муж которой спрятал ее кожу, чтобы она не могла от него уплыть,  был совершенно не похож на первый. После успеха дебюта, за новой картиной стали охотиться международные фестивали и в этом сезоне «Среди черных волн» идет по миру, беря один главный приз за другим.  И хотя с его премьеры прошло не так много времени, уже ясно, что это один из самых успешных отечественных фильмов года.

На Суздальский фестиваль Анна не приехала, в это время  она в Екатеринбурге готовилась к поездке на профессиональную резиденцию во Францию. Мы поговорили с ней перед началом фестиваля. 

- До того, как снять «Обиду», вы участвовали в работе над другими фильмами?

- Я работала на «Подарке» у Миши Дворянкина, это была одна из самых первых моих работ как аниматора, и многому училась у него. Я еще была на втором курсе тогда и еще даже походки никакие не умела делать, так что получилось обучение в процессе работы. https://vimeo.com/63658207

- А он потом вам помогал с «Обидой»?

- Да, и делал там анимацию, большую часть.

-  Вот откуда такое родство!

-  Поэтому следующим фильмом мне было важно взять абсолютно другой стиль, показать, что я могу иначе. Ведь когда я в первый раз была на Суздале все говорили: «да, это уральская школа».  А ведь когда ты дебютант, когда ругают, важно чтобы не говорили, что нет своего стиля.

01 2 02 4 IMG_0004 IMG_0006 IMG_0008 IMG_0012 IMG_0013 IMG_0015 IMG mirror

- По-моему, никто не ругал - преемственность вещь не плохая. Что, вам даже не хочется к уральской школе принадлежать?

- Да нет, школа мне нравится, но хочется искать какой-то свой путь, стиль.

- И все-таки «Обида» отлично пошла по фестивалям, имела важный приз в Анси, но я помню, что там никак не могла вас найти – вы как будто потерялись. Я все время ждала, что вы сейчас придете на какие-то встречи, обсуждения, а вас нигде не было. Куда вы делись?

- В Анси был мой первый международный фестиваль. Я не знала, как фестивали работают, куда все люди идут. Я просто бродила где-то и на все смотрела. А сейчас-то я уже все знаю!

- После такого успеха были какие-то продюсерские предложения?

- Предложений работы, насколько я помню, не было. Скорее стали еще активнее на фестивали звать и везде брать фильм, продюсеры фестивальные писали, просили фильм прислать.

- Это повлияло на то, что свой второй фильм вам предложили готовить в резиденции в  Японии?

- Да, нужно же было пройти селекцию, и  я думаю, что их выбор мог быть связан с тем, что первый фильм такой успешный. Они брали всего трех человек со всего мира. Мы отсылали ссылки на предыдущий  фильм и новый проект – раскадровку, сценарий. Кроме меня прошли еще Наташа Чернышева (тоже молодой екатеринбургский режиссер – Д.Г.) и австралиец Алекс Григг. Японцы спрашивали, знакома ли я вообще была до этого с Наташей, так было смешно -  мы же вместе учились, только она на год раньше.

- Как проходила резиденция?

- Резиденция была в Токио, мы там жили три месяца. Нам дали отличные комнаты в одном отеле на разных этажах. И каждый месяц мы должны были отчитываться перед своими менторами -  Коджи Ямамура был самый известный из них.

- Но ведь не было задачи, чтобы вы за 3 месяца закончили фильм?

- Нет, конечно, я вообще не могу сказать, чтобы все было строго. Мы скорее все вместе узнавали Японию, а за неделю до сдачи сидели в своих комнатах, и, уже не выходя, что-то делали. После резиденции у меня уже был более или менее готов аниматик, который потом, конечно, менялся. У меня всегда он меняется, какие-то сцены добавляются, обрезаются.

- А ваша новая техника тогда уже сложилась?  

- Да, все пошло от техники на самом деле. У меня уже с первым фильмом, с «Обидой», получилось так, что сначала появился этот персонаж - лохматый, черный и я не знала что с ним сделать. Мне хотелось его как-то подвигать, я делала анимацию, а потом уже появилась эта идея про обиду и сюжет начал выстраиваться.

- То есть вы идете от пластики, от картинки?

- Да, и со вторым фильмом было так, когда я нашла эту технику, мне очень хотелось ее попробовать. И я начала искать историю – нужна была какая-то минималистичная история с минимумом деталей. Я нашла эту сказку, сделала несколько эскизов и подумала, что северная легенда про женщин-тюленей идеально подходит. Причем такая легенда есть у многих, не только у эскимосов, и в Японии мне сказали, что на севере в Хоккайдо тоже есть подобная. Во всех культурах что-то такое есть.

- Да, но мне кажется, что везде разный финал. У вас она уплывает, оставляя и любимого мужа, и дочь. Хотя, когда она в последний раз выглядывает из полыньи и смотрит на мужа, есть надежда, что может быть еще что-то будет между ними. А ведь перед этим страшно было, что он ее не узнает и убьет, как тюленя.

- Да была идея ее убить, но потом я от нее отказалась

- Пожалела?

- Да, подумала, что это уж слишком гнетущее. Решила оставить все-таки надежду. И в конце там общий план, где крохотные тюлени уплывают.

003 bu4kPxF-8vA F5XNS4WF_F8 FullSizeRender(15) image-27-03-16-02-16 IMG_0111 IMG_0212 IMG_0310 IMG_2777 IMG_9134 IMG_9479 IMG_9644 IMG33 nnWELwc1Wss png _02779 Untitled-1

- У вас там очень интересная графика,  расскажите про эту технику.

- Это смесь разных материалов.  Во-первых,  тушь. Мне очень повезло, что  я попала в Японию, потому что там для каллиграфии огромное количество туши, бумаги, разных кисточек. Была возможность попробовать. Потом в некоторых сценах есть черное масло, масляная пастель, гуашь. Все нарисовано на обычной офисной белой бумаге. Обходились малыми средствами, как обычно. Уже в Екатеринбурге снимали видео для референсов. Ходили на реку Исеть,  мои аниматоры помогали снимать, один даже свалился случайно в воду вниз головой. https://vimeo.com/157752616

-       Все рисовали руками и  каждую фазу сканировали?

-       Да, у меня теперь огромное количество коробок с этими фазами и я все думаю устроить какую-нибудь выставку.

-       Выставку было бы классно сделать! А еще там в изображении очень фактура интересная, не плотная черная, а  будто потеки,  как краска скатывается по масляной основе.

-       И масляная пастель и масло отталкивают тушь, если сверху рисовать, они же жирные и получается такая фактура. Еще чтобы изображение «кипело», пульсировало, я делала много-много черных фонов, а потом их при компоузинге по три кадра показывала.

-       А кто у вас композитор, по-моему, музыка очень интересная, особенно в сценах танцев девушек-тюленей.

-       У меня был композитор Дэмиан Марулетс. Он электронщик,  живет в Германии, в Ганновере. За год до того, как я начала делать фильм, он мне написал, предложил  сотрудничать. Он делал что-то вроде выставки инсталляций с музыкой, и хотел, чтобы я сделала видео оформление, но я тогда как раз начинала делать фильм…

-       А откуда он взялся вообще?

-       Он просто нашел меня. Посмотрел «Обиду», сейчас же легко посмотреть на Vimeo и написать. Ему понравилась музыка к фильму, он написал, не будет ли мне интересно поработать, но тогда у меня не было времени, потому что я уже запускалась. И я написала, что классная музыка, но сейчас у меня нет возможности. А под конец работы я поняла, что фильм-то уже заканчивается, а у меня нет композитора, тогда вспомнила про него и написала: не хочешь ли ты поработать для фильма? Выслала ему кусочек видео как раз с танцами, ему все очень понравилось. Так и сработались. Потом я уже ему посылала видеофрагменты и в принципе он был довольно свободен, какую музыку писать.

-       Екатеринбург – город, где сильный современный танец, и в вашем фильме это явно есть, в том как танцуют эти тюлени-русалки.

-       Да, это было влияние Пины Бауш и я смотрела много референсов. И кое-где это я -  мои друзья, которые знают мою пластику в жизни, это заметили. Я же снимала себя со стороны, я иногда так делаю, когда мне непонятно какое-то движение, то ставлю камеру и сама проделываю это движение, а потом с ним работаю.

-       А влияния екатеринбургского современного танца, Татьяны Багановой не было?

-       Нет

-       Какой студии фильм считается в итоге?

-       Это «Урал-синема», но у Японии было условие, что в конце, в титрах  я должна поставить логотип резиденции.

-       А кто платил немецкому композитору?

-       Студия платила, но, естественно, деньги совсем небольшие, так что я еще рисовала ему плакат для какого-то выступления и мы еще договорились, что я ее ему что-нибудь оформлю, например, диск и это будет платой.

-       Отлично, бартер. Ни у кого денег нет, есть только рабочая сила. А как вы показывали это кино в Екатеринбурге?

-       После того как ты сделал фильм, у тебя обычно такое странное состояние. Нет такого: ура, все сделано и я свободен! Наоборот какая-то пустота. И до первой премьеры, пока его не увидят на большом экране, у тебя нет ощущения, что фильм сделан, нет ощущения точки. А у меня с того момента, как я закончила фильм, было еще 6 месяцев до премьеры в Локарно потому что они просят мировую премьеру и нигде до этого не показывать, так что мне пришлось ждать еще пол года, когда его увидят зрители. И я решила сделать небольшую выставку – эскизы, раскадровки. Это было в галерее в Екатеринбурге, которой уже не существует. Параллельно транслировался тизер, видеоматериалы, а фильм я не могла показывать. И в Екатеринбурге фильм люди потом уже без меня увидели, я была на каком-то фестивале. Был премьерный показ в доме кино.

-       Это жалко. А вы на фестивалях видите, как люди реагируют?

-       Да, я всегда смотрю. На премьере специально не стала садиться, стояла сбоку и смотрела на лица. Хорошая реакция.

-       Такая, как хотелось?

-       Да

-       Как я понимаю, «Среди черных волн» отлично пошел по фестивалям сразу, он один из самых призовых фильмов года.

-       Пока да, это приятно.

-       Но теперь-то вы ездите на фестивали?

-       Да, у меня так получилось, что с августа, после премьеры на фестивале в Локарно, я каждый месяц езжу на фестивали – у меня такой фестивальный год.

-       Так обычно и получается, когда заканчивается кино и оно оказывается успешным.

-       Да, если есть возможность.

-       Я как раз хотела спросить, а кто вам оплачивает эти поездки, неужели студия?

-       Нет. Так получилось, что я получила денежный приз в Хиросиме. Обычно на фестивалях принимают, но  за дорогу режиссер должен платить сам, так что  весь приз я потратила на путешествия. Я очень-очень много ездила. Было иногда непросто потому, что я искала самые дешевые рейсы, у меня бывало и по три самолета, а потом поезд и еще…  Очень долгие путешествия получались.

-       Но зато теперь много опыта и контактов.

-       Да, мне кажется, в фестивалях это самое прекрасное – общение с людьми. Я не жалею совсем о потраченном. Самый лучший способ потратить приз – это путешествия

-       Но уже все, с этого приза деньги кончились?

-       Можно сказать, да

-       Но есть ли какие-то итоги путешествий? Друзья в других странах, договоренности о работе, идеи?

-       Я встречалась с  французской студией Sacrebleu и они заинтересовались  моим новым проектом. Он еще очень сырой, но они посмотрели предыдущие фильмы и заинтересованы в том, чтобы я им прислала свои наработки, персонажей. Ну и конечно, теперь есть куча режиссеров, аниматоров-друзей.

-       То есть у вас есть идея поехать во Францию поработать?

-       Да, я очень скоро поеду во Францию почти на год. В городе Ангулем есть такая резиденция для художников и режиссеров, туда приезжаешь, тебе дают апартаменты и место на студии. Я не знаю, сколько там человек одновременно, может быть человек 7. Буквально может быть два режиссера анимации и остальные художники, потому что в этом Ангулеме проходит самый известный фестиваль комиксов. Но они не дают деньги на сам фильм, так что ты сам должен искать продюсеров, которые будут его финансировать.

-       А следующий проект, который вы будете сейчас делать – снова полностью меняет технику?

-       Может быть та же техника, но хочется попробовать что-нибудь такое ненарративное, полуабстрактное.

-       И снова черно-белое?

-       Может быть. Не сильно цветное.

-       А почему у вас все не цветное, это Екатеринбург так влияет?

-       Может быть, конечно,  Екатеринбург влияет мрачный. И кажется, что  цвет это все равно нагрузка. Иногда она кажется лишней. Мне всегда нравилось рисовать карандашом или тушью, я живописью никогда особо не занималась, может потом я сделаю что-нибудь цветное.

-       А какие у вас идеи про дальнейшую жизнь? Уедете из Екатеринбурга или останетесь?

-       Сейчас я хочу попробовать пожить во Франции. Мне не хватает атмосферы сильных художников вокруг. Хочется их видеть вокруг себя, ходить, например, на какую-то студию и смотреть, как другие рядом работают.

-       А в Екатеринбурге вам кажется, что вы уже уперлись?

-       Да, мне кажется, я взяла все, что могла, я не чувствую развития. Со следующим фильмом мне нужно выйти из зоны комфорта. Мне кажется, во Франции это должно получиться. Я смотрю на Олесю Щукину, Макса Литвинова, которые работали  во Франции…

-       А у вас не было идеи пойти поучиться в киношколу Пудриер как Олеся, и Наташа Чернышева?

-       У меня была идея, но потом я подумала, что я наверное лучше буду учиться смотря на своих коллег других режиссеров параллельно с работой, смотреть на их уровень и пытаться как-то подтягиваться, а не в учебном заведении. Хочется что-то поменять и самое главное – прокачать свой уровень.

-       А вы говорите по-французски?

-       Я учу. Но обычно я на английском разговариваю. А когда я приеду во Францию я уже нашла там школу языковую и там продолжу учить.

-       Хочется изменить свою жизнь?

-       Да, я жду уже, последний месяц особенно. Не знаю, как это будет, может мне кажется, что это будет что-то невероятное, а может посижу, подумаю и захочу домой, но пока я очень жду этого. Это на юго-западе Франции, недалеко от границы с Испанией, три часа до Парижа на поезде. И я думаю, что мне не придется уже преодолевать эти адские расстояния, а смогу сесть на электричку, раз – пара часов и я уже где-нибудь.

-       Уральская жизнь все-таки тяжело вам дается?

-       Далеко!

-       Мне жалко, что вы не едете в Суздаль, интересно посмотреть на свой фильм в контексте других, на реакцию. Мы будем вам телеграфировать о результатах.

 

P.S. Как только со сцены объявили о выборе жюри, я сразу написала Ане:

            - Гран при Суздаля! Поздравляю!

-       Ой, вот это даааа!! Ура!!!! Это мой первый русский приз)) Я очень-очень рада! Я так счастлива)))

-       Объявили, что 1 место рейтинга тоже! С отрывом в 78 баллов!

-       Вот это да!! просто невероятно! это самый главный приз для меня, нет слов, чтобы выразить восторг!!! всех обнимаю и всем привет огромный)) в следующем году обязательно приеду в Суздаль!! СПАСИБО

 

 

 

Сохранить

Источник: Culttrigger. 21 марта 2017,








Рекомендованные материалы



Эмиграция, депрессия и бодипозитив

Главными сюжетными лейтмотивами фестиваля были космос и связь с матерью через пуповину, оба они сошлись в главном российском хите фестиваля – фильме Константина Бронзита «Он не может жить без космоса». Начиная со второго фестивального дня, как только на экране появлялся космонавт или пуповина, зал принимался хохотать даже, если предмет фильма был серьезным.


Мне бы хотелось, чтобы мои фильмы были как дневник и способ общения с близкими.

В 2017-м высшая российская анимационная премия «Икар» назвала Дину Великовскую за фильм «Кукушка» лучшим режиссером и лучшим сценаристом года. В 2018-м – ей вручили премию президента РФ для молодых деятелей культуры, в том же году 2018 Ди­на по­лучи­ла приг­ла­шение войти в состав ос­ка­ров­ской академии. А в 2019-м году ее новый фильм «Узы», удивительным образом соединяющий объемную и рисованную анимацию в инновационной технике рисования 3D ручкой, получил Гран-при Суздальского фестиваля.