В состоящем из ста сорока пунктов итоговом коммюнике саммита больше половины — про Россию, которая отныне фигурирует в качестве главной угрозы безопасности и стабильности на Европейском континенте. «Агрессивные действия России, включая провокационную военную активность… демонстративная готовность добиваться политических целей угрозами и даже использованием силы… являются фундаментальным вызовом союзу», говорится в коммюнике.
Но и это не все. Натовцы договорились на саммите об усилении своих военно-морских группировок в Балтийском и Черном морях (конкретные предложения на сей счет станут известны осенью). Надо сказать, что обо всех этих решениях было известно заранее. Москва, играя на опережение, объявила о контрмерах — развертывании трех дивизий и танковой армии на западном направлении. Однако натовцы заявили, что не допустят, чтобы кто-то препятствовал свободе передвижения в воздушном пространстве альянса и при проведении военных операций. Высокопоставленные натовские чиновники объяснили, о чем именно идет речь.
«Сегодня у нас нет никакой позитивной повестки», констатировал посол России в НАТО Александр Грушко в интервью «Коммерсанту». Можно предполагать, что предстоящее в скором времени заседание Совета Россия-НАТО сведется, как и предыдущее, к обмену колкостями.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»