Проект
ОВД-Инфо был создан в декабре 2011 года. Думаю, не нужно объяснять, что это было за время — именно тогда в российских городах после долгого перерыва стали проходить крупные и мирные протестные митинги, и у многих даже возникло ощущение, что осталось еще чуть-чуть поднажать, и «стены рухнут». А началось все 5 декабря, когда москвичи, недовольные официальными результатами парламентских выборов, после митинга на Чистых прудах попытались пройтись в сторону Лубянки. Около трехсот человек оказалось тогда в отделах полиции, и их родственники и знакомые долго не могли узнать, где они находятся.
После этого журналист Григорий Охотин и программист Даниил Бейлинсон, движимые простым и понятным чувством — желанием знать, где находятся их друзья, задержанные на мирной акции, — создали сайт, где в реальном времени собиралась информация о задержаниях: люди звонили на известный им номер и сообщали, на какой акции они были, при каких обстоятельствах их задержали и в какой ОВД везут. Одним из главных принципов работы ОВД-Инфо стало обнародование имен задержанных (разумеется, с их согласия). Когда известны имена (или хотя бы большинство имен), становится известно и точное число задержанных (нередко отличающееся от того, которое сообщали официальные представители МВД), а кроме того, у людей возникает чувство защищенности: они знают, что их местоположение известно, что за их судьбой следят.
Известность пришла к ОВД-Инфо после печальных событий 6 мая 2012 года, когда на сайте появилась
информация о задержанных, распределенных по более чем тридцати отделам полиции. И в последующие дни внимание к работе сайта не ослабевало, потому что полиция с остервенением гонялась по Москве за людьми, сбивавшимися в группы и устраивавших Протестные Прогулки.
Но пребыванием в ОВД задержания, как правило, не оканчиваются. На задержанных составляют протоколы, кого-то могут оставить в отделе и на ночь, а потом возможен суд. Это значит, что участникам проекта ОВД-Инфо нужно было пристально следить за приключениями своих героев и за пределами отделов полиции. Им нужно было разбираться в отдельных статьях и нюансах Кодекса об административных правонарушениях, да и вообще в тонкостях законодательства, касающихся свободы собраний. Ведь в конечном счете не собственно произвол полиции, а именно нарушения прав на осуществление свободы собраний стали поводом для ведения мониторинга задержаний.
События 6 мая, как мы знаем, стали поводом для позорного и долгого уголовного производства, которое не закончено и по сей день (пока я пишу эти строки, в Замоскворецком суде идет прения по делу Ивана Непомнящих, а в СИЗО находится Дмитрий Бученков — последний на сегодня подозреваемый по «Болотному делу»). ОВД-Инфо подключилось к освещению этого дела. А активисты стали звонить и сообщать не только о задержаниях на акциях, но и о других видах преследования. И стало понятно, что одними нарушениями прав на свободу собраний не ограничишься — это лишь часть большой истории под названием «Политические преследования в современной России».
На сайте стали появляться материалы не только о громких делах. Да и не только о делах — ведь политические преследования могут не иметь последствий в виде заведения дел, они могут ограничиваться «беседами в органах», угрозами, наездами на бизнес. Попадают сюда и нападения на активистов с применением насилия. И убийства.
Кто только не попадал на страницы ОВД-Инфо! Левая кубанская активистка Дарья Полюдова, которую только что приговорили к двум годам колонии-поселения за призывы в интернете; лидер запрещенного Этнополитического объединения «Русские» Дмитрий Демушкин, которого в преддверии «Русского марша» неожиданно везут на допрос в Вологду, где он никогда не был; активист из города Березовский Свердловской области Владимир Тимин, который пытался провести небольшую акцию в полном соответствии с местным законодательством, но все равно попал в отдел полиции и был оштрафован по административной статье; протестантский пастор из Калуги, обвиненный в клевете на губернатора за мутный видеоролик; рабочие Златоустовского металлургического завода, которым всеми правдами и неправдами не дали провести пикет в Челябинске. И многие, многие другие.
Сегодня в проекте ОВД-Инфо уже не два человека, а
целых семь. ОВД-Инфо занимается не только мониторингом, но и написанием докладов о свободе собраний и политических преследованиях, созданием карт и инфографики на те же темы, публикацией исторических материалов, приобретающих все большую актуальность. Но мониторинг происходит (почти без преувеличений) 24 часа в сутки семь дней в неделю, поскольку у политических преследований не бывает выходных.
В лучшем из миров такую деятельность должны были бы финансировать… Впрочем, о чем я?! В лучшем из миров такая деятельность была не нужна, поскольку полиция занималась бы своим делом и на акциях задерживала бы только тех, кто всерьез угрожает безопасности окружающих, а органы следствия и суда расследовали бы истинные преступления, а не искали повода упечь в тюрьму или просто испортить жизнь политическому активисту. В мире чуть похуже такую деятельность финансировали бы местные фонды — но такая ситуация в России невозможна. До поры до времени мониторинг осуществлялся при поддержке из-за рубежа, но с принятием закона о «нежелательных организациях» это также стало невозможно. В итоге благодаря мудрой политике российского руководства проект пришел к самой честной схеме —
ОВД-Инфо просит поддержки просто у людей. У неравнодушных людей, которые, если что, способны выступить против несправедливости. Таким образом, помогая ОВД-Инфо, эти люди фактически помогают сами себе.
Источник:
"Ежедневный журнал", 22 декабря 2015,