Текст:
Светлана Солодовник
В Московском центре Карнеги в рамках программы «Религия, общество и безопасность» состоялся семинар, посвященный церковным событиям в Украине. В стране очередной виток борьбы за поместную церковь — уже не одна попытка объединения сорвалась. Заложить фундамент будущей единой самостоятельной православной структуры на сей раз готовы Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), объединяющие значительное число верующих, однако не признанные в православном мире. Теперь они выказали намерение созвать объединительный собор. Собор намечен на 14 сентября, и решение о его созыве должно быть принято до 30 июня.
К возобновлению диалога между церквами призвали и представители Украинской православной церкви Московского патриархата. Но только с УАПЦ. Делегация УПЦ МП во главе с епископом Бородянским Варсонофием посетила состоявшийся неделю назад собор УАПЦ, на котором был избран новый глава церкви (им стал митрополит Львовский Макарий; бывший предстоятель УАПЦ Мефодий Кудряков умер в феврале 2015 года), и сделала ряд заявлений. В частности, епископ Варсонофий заверил собравшихся, что «все мы желаем единства», хотя «каждый из нас имеет собственное видение способа его достижения».
В случае если объединение состоится, в переговоры о статусе украинской церкви может вступить Константинопольский патриархат, давно выдвигавший условием своего участия в процессе именно объединение УАПЦ, небольшой религиозной организации, с УПЦ КП, по последним данным социологов, самой массовой православной структурой в Украине. Впрочем, по числу приходов обе церкви все равно не дотянут до УПЦ МП, насчитывающей 12 515 общин (в УАЦ всего 1225, в УПЦ КП 4877).
О сложных перипетиях украинской церковной жизни на семинаре рассказал ведущий научный сотрудника Института Европы РАН Роман Лункин, на протяжении последних месяцев несколько раз проводивший в республике полевые исследования. Уже само название его доклада подчеркивает обострившиеся межцерковные противоречия: «Православие против православия: ситуация на (в) Украине».
Исследователь отметил, что религиозный фактор играет исключительную роль в Украине, церкви там непосредственно участвуют в политике, религиозная принадлежность общественных деятелей обсуждается в ходе выборов. Евромайдан, свержение Януковича, война на Донбассе поставили церкви в центр политических процессов. При этом сегодняшнее мировоззрение украинских церквей складывается в общую для всех них «теологию майдана», которая выросла из «революции свободы и достоинства».
Во время Майдана различные церкви заняли консолидированную позицию, которая проявилась в заявлениях созданного еще в 1996 году и активизировавшего свою деятельность в президентство Ющенко Всеукраинского совета церквей и религиозных объединений (ВСЦ). Совет объединяет все православные юрисдикции (УПЦ МП, УПЦ КП, УАПЦ), греко-католиков, католиков и целый ряд протестантских структур (лютеране, баптисты, пятидесятники, адвентисты) — всего 18 объединений. Все входящие в ВСЦ организации (даже конкурирующие и/или не признающие друг друга) согласны с рядом положений: поддержка евроинтеграции Украины, осуждение коррупционного режима Януковича, необходимость защиты суверенитета и целостности Украины, признание поведения России агрессией (аннексия Крыма и частично события на Донбассе), важность для страны демократических ценностей (сравним с позицией РПЦ МП, которая готова лишь «мириться» с демократией!).
Церкви признают право народа выступать против власти, применившей насилие, ощущают гордость за граждан, готовых отстаивать свои права, и за гражданское общество, проявившее себя на Майдане, ощущают себя неотъемлемой частью этого общества. Однако военная ситуация ярче высветила существующие противоречия и разногласия.
По наблюдениям Романа Лункина, Киевский патриархат стал рупором милитаристской риторики, почти полностью солидаризуясь с партией войны (в своих публичных выступлениях патриарх Филарет повторяет лозунги о войне до победного конца, об угрозе третьей мировой войны со стороны РФ и т.д.). УАПЦ, выразив готовность к объединению с Киевским патриархатом, с одной стороны, солидаризируется с ним, с другой же — не занимает в конфликте активной позиции, а митрополит Макарий даже выказывает недовольство тем, что властные структуры настойчиво подталкивают УАПЦ к объединению с УПЦ КП.
В создавшейся ситуации УПЦ Московского патриархата оказалась едва ли не самой поляризованной, в ней представлены противоположные точки зрения практически по всем вопросам: за и против единства с РПЦ, переговоры с УПЦ КП, отношение к войне, к украинизации и десоветизации. На этом фоне в адрес главы УПЦ МП митрополита Онуфрия звучат обвинения в том, что он отмалчивается и упускает шанс возглавить гражданское сопротивление агрессии.
Впрочем, считает докладчик, определенные силы в Украине, в основном связанные с националистами, прикладывают немало усилий, чтобы исключить УПЦ МП из политического процесса, например, представителей УПЦ МП не зовут на консультации о мире в Донбассе. Не прекращается борьба за приходы — в Украине каждая община может выбрать любую юрисдикцию, поэтому «перетягивание» нередко достигает цели.
В условиях кризиса происходит радикализация политики власти, усиление националистической риторики. Такая повестка не может стать общей для Левобережной и Правобережной Украины, считает исследователь, западу Украины чужды проблемы УПЦ КП и Донбасса, восток занят войной, Киевский патриархат можно сделать «единой поместной церковью» лишь силой. А значит, делает вывод Роман Лункин, рано или поздно неизбежно разочарование в националистической политике и новый виток политической борьбы с участием церковных сил.
Источник:
"Ежедневный журнал", 11 июня 2015,