В конце минувшей недели президент Украины Петр Порошенко внес с Верховную раду проект постановления «Об определении отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей, в которых вводится особой порядок местного самоуправления». Еще прежде в Совете национальной безопасности и обороны Украины были определены границы таких «отдельных районов». В проекте постановления оговорено, что «особый порядок местного самоуправления»
не будет вводиться на территориях, захваченных сепаратистами уже после подписания Минских договоренностей 19 сентября 2014 года, а также во всех населенных пунктах вдоль линии соприкосновения, которые контролируются украинской стороной. Одновременно СНБО принял ряд решений по усилению обороноспособности, в частности речь шла об «ускорении инженерного оборудования» границ, обеспечении регулярных ВСУ и «других военных формирований» новым вооружением и техникой. Параллельно Порошенко утвердил план строительства фортификационных сооружений. Об этом сообщает пресс-служба главы украинского государства по итогам заседания СНБО.
Как известно, подписанные 12 февраля в Минске документы предполагали, что до конца года Украина должна принять ряд законов, связанных с децентрализацией государственного управления. Новый проект, по сути, стал очередным мероприятием на пути к конституционной реформе. Ранее, 3 марта, Петр Порошенко подписал указ о создании конституционной комиссии, назначив ответственным за ее работу спикера Верховной рады Владимира Гройсмана. При этом в указе Порошенко подчеркивается: комиссия должна сохранить территориальную целостность Украины.
Несколько дней спустя зампредседателя Народного совета ЛНР Владислав Дейнего поспешил сделать заявление о том, как в самопровозглашенных республиках понимают «особый статус». «Мы видим этот особый статус как возможность полной самостоятельности, начиная от распределения бюджета и формирования органов власти пока в составе Украины, заканчивая письменным закреплением права на выход из состава Украины», — пояснил он «Интерфаксу». После этого заявления некоторые обслуживающие Новороссию политологи оставили многословные разъяснения того, что «имел в виду» Дейнего. «Они хотят остаться в составе Украины, но закрепить за собой право на отделение, как некую гарантию сохранения своих этнокультурных интересов и самобытности от поползновений центральной власти. Речь идет не о том, что они прямо сейчас захотят воспользоваться этой возможностью. Политика ДНР и ЛНР нацелена на то, чтобы восстановить как-то социально-экономические связи с остальной территорией Украины. Луганск и Донецк лишь пытаются закрепить право распоряжаться своим суверенитетом так, как им видится», — так прокомментировал это юридическое недоразумение Виктор Пироженко. Однако уже другой политолог, Дмитрий Куликов напомнил, что, согласно все тем же минским документам, представители Донецкой и Луганской республик должны принимать участие в подготовке конституционной реформы и что «заявление Дейнего надо рассматривать как публичное участие республик в этом процессе».
С другой стороны, наблюдатели называют внесенный Порошенко проект постановления «чисто техническим», поскольку осуществлять свои полномочия в «отдельных районах» Киев не будет из-за невозможности проведения местных выборов по украинскому законодательству. О необходимости и невозможности проведения выборов в органы самоуправления на территории ДНР и ЛНР говорят все чаще. Последним в интервью газете «Коммерсантъ» о выборах напомнил глава украинского МИД Павел Климкин, назвав «особый статус» «предметом для дискуссии». Новый закон, по словам Климкина, «уже дает этим регионам намного больше, чем сейчас имеет любой украинский регион. В нем заложены совершенно уникальные возможности — например, создание свободной экономической зоны». Впрочем, экономические перспективы «особых районов» были моментально дезавуированы в следующем абзаце: Климкин напомнил, что в «особых районах» разрушено более половины инфраструктуры и экономика в принципе не работает.
Источник:
"Ежедневный журнал", 16 МАРТА 2015,