У международных отношений есть своя внутренняя логика. В далеком 1987-м лидеры России и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). И это был первый сигнал, что холодная война закончилась. И вот в июле 2014-го Вашингтон обвинил Москву в том, что она провела испытания наземной крылатой ракеты, дальность которой превышает разрешенную РСМД. Напомню, что, согласно договору, были ликвидированы ракеты дальностью от 500 до 5500 километров. Ранее американская пресса писала, что договор нарушает крылатая ракета Р-500, представляющая собой, насколько можно понять, боевую часть оперативно-тактического комплекса «Искандер».
Показательно, что испытания идут с 2008 года, но американцы выступили со своими претензиями только сейчас. РСМД, согласно которому СССР уничтожал значительно больше ракет, чем США (потому что построил ракет этого класса гораздо больше), был признаком того, что две страны доверяют друг другу, что отныне они не рассчитывают параметры своей безопасности, исходя из количественного паритета по каждому виду вооружений. И пока это доверие еще сохранялось, американцы явно предпочитали решать проблемы по Р-500, не поднимая шума. Но теперь, когда доверие испарилось, Вашингтон направляет ноты, оповещая об этом прессу. И это лишь один из признаков того, что новая холодная война — уже реальность.
Укажу и на другие. Председатель комитета начальников штабов США генерал Мартин Дэмпси говорит о кардинальных мерах, которые предстоит принять государствам НАТО для обеспечения своей обороны. Речь идет, скорее всего, о способности максимально быстрого реагирования на возможные кризисы с помощью переброски войск из США на европейский континент. Стало быть, если и не появятся вблизи России американские войска, то уж точно появятся базы развертывания и склады тяжелых вооружений. Как не вспомнить о проводившихся в 1980-е маневрах «Отм фордж» и «Рефорджер», отрабатывавших массированную переброску американских войск в случае советского вторжения.
В администрации США обсуждается вопрос о передаче Киеву разведданных о местоположении зенитных установок сепаратистов. Речь идет и поставке на Украину американских вооружений. В Конгресс уже внесен законопроект о признании этой страны союзником США, что облегчит такие поставки. Таким образом, на территории европейской страны практически воспроизводится сценарий многочисленных партизанских войн эпохи прошлой холодной войны: СССР поддерживал повстанцев, Вашингтон зависимые правительства, потом роли менялись. Впрочем, тогда двум противоборствовавшим центрам силы хватало осторожности и ума, чтобы не переносить эти войны в Европу.
Генерал Дэмпси констатирует: стратегический ландшафт Европы уже изменился драматическим образом и дело отнюдь не ограничится Украиной. Предыдущую холодную войну СССР проиграл. Каковы же шансы у России теперь?
СССР обладал почти пятимиллионными вооруженными силами. Это количественное превосходство было существенным стратегическим фактором. В условиях нынешней демографической ямы Россия сможет иметь армию численностью не более 800 тысяч военнослужащих. Советская промышленность производила все виды товаров, Россия во многих областях всецело зависит от импорта. СССР сформировал довольно мощный военно-политический союз — Варшавский договор. Россия, как недавно признал Владимир Путин, теперь «свободна» от союзов, чем определил истинную цену Организации Договора коллективной безопасности, которую еще недавно пытались представить как некий противовес НАТО. Список этих сравнений можно длить до бесконечности, и все они не в пользу России как военного противовеса Соединенным Штатам.
Но это ничуть не волнует российского Верховного главнокомандующего. «Должен сразу отметить, что, разумеется, прямой военной угрозы суверенитету и территориальной целостности нашей страны, конечно, сегодня нет», — делает сенсационное заявление Владимир Путин, открывая заседание Совета безопасности, посвященное, вы будете смеяться, аккурат защите суверенитета и территориальной целостности России. По его словам, отсутствие военной угрозы гарантируется «стратегическим балансом сил в мире». Между тем, если иметь в виду перечисленные факторы, никакого баланса нет вовсе — Россия серьезно уступает Западу.
Во всем, кроме ядерного оружия. И именно на ядерное оружие уповает Владимир Путин. Конечно, Россия и здесь отстает от США (если не брать в расчет тактическое ядерное оружие): Анатолий Сердюков в бытность свою министром обороны утверждал, что Россия сможет достичь потолка нового Договора СНВ по стратегическим носителям не раньше 2028 года, США придется даже сокращать количество ракет, чтобы вписаться в этот потолок. Однако в отличие от прошлой холодной войны количественный паритет здесь не будет иметь кардинального значения. Ведь в нынешних обстоятельствах очевидно: возможность того, что одна-единственная российская боеголовка может прорваться на американскую территорию, становится важнейшим фактором, который будет определять политику Запада.
До недавнего времени то, что Россия обладает вторым по величине ядерным арсеналом, не влияло всерьез на международную политику. По той причине, что окружающий мир рассчитывал на разумность и вменяемость Кремля, на то, что не может быть таких обстоятельств, при которых Путин нажал бы на кнопку. Теперь ситуация переменилась.
Россия стала одинокой парией, без ресурсов, без союзников. Только с ядерным оружием. И боюсь, что Кремлю придется постоянно доказывать, что он безумен настолько, чтобы применить ядерное оружие. Именно поэтому американцы вдруг обеспокоились испытаниями новой крылатой ракеты.
Источник:
"Ежедневный журнал", 29 ИЮЛЯ 2014,