Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

06.02.2006 | Колонка

Торжество вертикали

На пресс-конференции Путина оказалось слишком много блондинок

Ежегодная пресс-конференция Владимира Путина окончательно превратилась в ритуал, и процесс задавания вопросов и получения на них ответов уже совершенно не преследует цели информировать российских и иностранных граждан о взглядах и делах главного начальника России. Третий год подряд действо начинается с вопроса журналиста из газеты «Шесть соток» – и это лишь подчеркивает ритуальность происходящего. И последующие вопросы, задаваемые бесконечными блондинками (речь не о поле и цвете волос – речь о состоянии ума и души) – о машине президента, о книге, которую читает президент, о телепрограмме, которую президент предпочитает, а также о том, как президенту удается сохранять свою красоту, – должны прежде всего продемонстрировать главе государства результат напряженной и эффективной работы его пресс-службы. Это она, пресс-служба, сортировала журналистов, чтобы пригласить самых чистокровных блондинок, это она раздавала вопросы и готовила ответы на них. Успехи в этой сфере все заметнее. Теперь не только отечественные репортеры, но и некто англоговорящий, глотая от волнения слова, торопится задать вопрос из серии «Ваше-ство, это, наверное, приятно – быть таким умным?».

Смысл ритуала – воздать хвалу властной вертикали. Небожитель, сидящий на ее вершине, силой своего разума способен охватить все проблемы, с которыми сталкивается государство.

Так, в доказательство того, что новую цену на газ «не из носа выковыривали», он объясняет формулу, по которой эта цена формируется. А вот в деталях рассказывает, как должен функционировать сертификат беременности и какой именно корешок этого документа нужно оставлять в женской консультации. Воистину корифей всех наук.

Однако те немногие (подозреваю, что большая их часть – как раз советологи, наплевать на которых призывал президент), кто даст себе труд внимательно изучить путинские ответы, легко обнаружит: глава государства не утруждает себя аргументацией, если видит в вопросе хотя бы тень сомнения в его божественной правоте. «Мы лучше, чем вы, знаем, что произошло в Андижане», – бросает он американцу, осмелившемуся спросить о причинах поддержки Ислама Каримова. «Свободные выборы всегда возможны», – заявляет он французскому журналисту, поинтересовавшемуся, возможны ли свободные президентские выборы в Белоруссии.

Уверившись в полной и окончательной победе над журналистами, Путин не только отпускает сомнительные шутки про памперсы. Расслабившись, он становится чрезвычайно интеллектуально небрежен. Он не замечет, как сам себе противоречит.

Например, в одном из ответов утверждает, что «газовый кризис» в отношениях с Украиной доказал необходимость прокладки газопровода по дну Балтийского моря, а в другом вдруг сообщает, что подписание новых контрактов с Украиной решительно укрепляет энергетическую безопасность Европы (если так, то зачем понадобился газопровод?). Путин говорит, что антитеррористическая операция в Чечне успешно завершена, – и тут же добавляет, что ситуация в других регионах на Северном Кавказе беспокоит его больше. То есть делает вид, что не замечает (или на самом деле не замечает?) связи между ситуацией в Чечне и тем, как терроризм расползается по югу России.

Говоря о челябинской трагедии, Путин не нашел ничего лучше, как повторить вслед за генералами, что виновато, мол, все общество, а также средства массовой информации и демонстрация насилия по телевидения. Что до казарменных зверств, то избавляться от них предполагается с помощью подготовленных министром обороны предложений по совершенствованию воспитательной работы, которые включают в себя создание военной полиции. При этом не слишком понятно, что удержит от дедовщины самих военных полицейских.

Ну а когда Путину задают самые главные для него вопросы – кто будет преемником, намерен ли он возглавить «Газпром», – он и вовсе превращается в дельфийского оракула, изъясняется намеками и притчами.

Так что путинская пресс-конференция интересна прежде всего тем, что демонстрирует функционирование вертикали власти во всей красе. Высшее должностное лицо и принимает решения, и несет ответственность по любой проблеме. И потому президент обречен вникать в нюансы работы женских консультаций. И потому он обречен быть заложником своих секретарей, которые обеспечивают его информацией. Президент избавился от критиков и не считает нужным следить за собой. Так разбивший зеркала сначала перестает причесываться, а потом и бриться.



Источник: "Ежедневный Журнал", 01.02.2006,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»