Германия, 2012
17.06.2013 | Кино
Фильм о философеЖенщины-мыслители как объект наблюдения
В Германии вышел фильм о важнейшем политическом мыслителе XX века Ханне Арендт.
Фильмы о философах — вещь довольно редкая: кажется, это не та профессия, за представителями которой интересно следить (в качестве исключения вспоминается разве что «Витгенштейн» Дерека Джармена).
Впрочем, для немецкого режиссера (а в 60-х — актрисы Фассбиндера и Шлёндорфа) Маргареты фон Тротты женщины-мыслители — постоянный объект наблюдения. В 1986 году она сняла картину о Розе Люксембург, а предыдущий ее фильм был посвящен средневековой монахине-мистику Хильдегарде фон Бинген.
Как и тех двух героинь, Ханну Арендт у Тротты играет Барбара Зукова. В центре сюжета здесь — написание самой известной ее книги «Банальность зла». Уже живущая в США и постепенно становящаяся интеллектуальной звездой Арендт отправляется в Иерусалим на процесс пойманного в Буэнос-Айресе нацистского преступника Адольфа Эйхмана. Там она пишет репортажи для «Нью-Йоркера», смотрит в лицо врагу, размышляет об устройстве тоталитаризма и вспоминает юность (так что на экране появляется и Мартин Хайдеггер, наставник Арендт, и еще много интересных людей).
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.