Не перестаю удивляться тому, что жизнь порой сама выстраивает сюжеты, которые не придумать и изощренному автору приключенческих романов. Северная Корея провела очередное ядерное испытание аккурат тогда, когда заместитель госсекретаря США Роуз Готтемюллер знакомила российских коллег с новыми предложениями Вашингтона в области стратегических вооружений. За несколько дней до этого в американской печати появились многочисленные утечки относительно этих предложений. Основываясь на докладе, подготовленном Пентагоном, Госдепом и ЦРУ, Белый дом предлагает сократить количество ядерных боеголовок на стратегических носителях до 1000-1100 единиц. Американские стратеги считают, что именно это количество ядерных боеприпасов обеспечивает надежное ядерное сдерживание. Сирия и Ирак выпали из списка возможных объектов ядерной атаки — более-менее понятно, что там ядерного оружия нет. У России сокращается количество ядерного оружия, следовательно, американцам необходимо меньшее количество боеголовок для нацеливания на наши ракетные шахты.
Столь солидное сокращение ядерных арсеналов, считают американцы, приведет к существенной экономии военного бюджета. Если это сокращение произойдет, то США смогут отказаться от 300 наземных ракет (720 миллионов долларов экономии в год) и не строить две атомные подводные лодки (еще 16 миллиардов экономии).
Американцы в своей наивности полагали, что Москве должны понравиться эти предложения. Ведь отечественные ядерные арсеналы сокращаются вовсе не из-за договоров с США. Просто стоящие на дежурстве стратегические ракеты выслужили 2-3 гарантийных срока и от них следует избавляться. И у России нет возможности вводить в строй такое же количество ракет, какое снято с боевого дежурства. Сейчас Москва располагает 1492 боеголовками, что меньше потолка в 1550 боеголовок, установленного пражским Договором СНВ. И количество российских боеголовок в ближайшие годы будет не расти, а снижаться. Бывший министр обороны Анатолий Сердюков информировал Госдуму, что потолок в 1550 боеголовок может быть достигнут в лучшем случае в 2018 году, а потолок по носителям — не раньше 2028-го.
Чтобы сохранить подобие ядерного паритета, Кремль затеял создание «тяжелой» жидкотопливной ракеты, на которой можно разместить десяток боеголовок. И вот теперь американцы предлагают снизить «потолки» ядерных вооружений и тем самым сэкономить не только самим, но и дать возможность сэкономить России. Однако кто сказал, что Кремль хочет экономить?
Когда речь идет о гордости Путина В.В., кто же рискнет пожалеть несколько десятков миллиардов долларов. Пресса утверждает, что глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров чрезвычайно прохладно отреагировал на американские предложения, которые ему в Мюнхене изложил вице-президент США Джозеф Байден.
Практически все отечественные эксперты уверены: Кремль проигнорирует дары Вашингтона. Проигнорирует даже в том случае, если американцы одновременно пойдут на серьезные уступки по проблемам противоракетной обороны и откажутся от четвертого этапа развертывания ПРО, в ходе которого предполагалось создать перехватчики, способные уничтожать межконтинентальные баллистические ракеты. Дело в том, что роль ядерного оружия в глазах российских начальников отнюдь не ограничивается сдерживанием, то есть гарантированным причинением неприемлемого ущерба любому, кто задумает агрессию. Нет, Кремль видит в обладании ядерным оружием подтверждение своего статуса «великой державы». Способность уничтожить все живое на планете воспринимается как уникальное достоинство России.
И здесь подходы Москвы удивительным образом напоминают подходы Пхеньяна, который вчера в третий раз взорвал ядерное устройство. Ким Чен Ын, представитель третьего поколения средневековых деспотов, обрек свой народ на голодомор ради того, чтобы КНДР заполучила статус ядерной державы.
И так же, как кремлевские начальники, пхеньянский хан уверен, что ядерное оружие, подобно джину из лампы Алладина, обеспечит ему решение любых проблем. Ведь отныне человечеству надлежит кормить, поить и всячески ублажать диктатора, чтобы он, не дай Бог, не устроил сдуру всемирную катастрофу. В России, помнится, сие называли лет десять назад «расширенным сдерживанием». Но развития теория не получила. Потому что никто в мире не верил в безбашенность Владимира Путина, в то, что в угоду своим предрассудкам он готов спалить все человечество. Но главный российский начальник не погнушался поучиться у северокорейских товарищей. По его команде думцы напринимали таких законов, что уверенности в путинской рациональности не осталось. В стремлении походить на КНДР путинская Россия в последнее время сильно преуспела…
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»