Великобритания, 2012
26.02.2013 | Кино
Влюблены и очень опасныНовый фильм британца Бена Уитли "Раз! Два! Три! Умри!" — нечто вроде предельно черной романтической комедии
Тина — симпатичная девушка лет тридцати с чем-то, живущая с деспотичной и довольно отвратительной матерью по имени Кэрол. Кэрол не может простить дочери случайную смерть любимого терьера, а также потуги к самостоятельному существованию. Но однажды к Тине приезжает Крис — милый увалень с рыжей бородой и чуть ли не первый мужчина в ее жизни. Несмотря на трагические вопли старухи, Крис увозит Тину в путешествие на автомобиле с фургончиком. В планах: музей трамваев, разрушенное средневековое аббатство, угольные пещеры, знаменитый виадук и прочие интересные места (оригинальное называние фильма "Sightseers" — туристы, любители достопримечательностей).
На прощание Кэрол бросает Тине "Убийца!" и добавляет, обращаясь к Крису: "И ты тоже". И, как ни странно, оказывается во всем права. В первый же день романтической поездки Крис сбивает насмерть неприятного типа, который мусорил в музее. Затем гибнет слишком высокомерный сосед по кемпингу.
Без смерти не обходится ни один день, и Тина со словами "Мне никогда не приходило в голову, что можно так просто убивать невинных людей" с радостью включается в процесс.
Правда, концепции и манеры убийств у них оказываются довольно разными, из-за чего поездка становится все менее идиллической.
Режиссер Бен Уитли известен в первую очередь как автор позапрошлогоднего "Списка смертников", одного из самых мощных британских хорроров последних лет. "Раз! Два! Три! Умри!" — картина гораздо более легковесная. Отчасти — потому что авторы сценария и исполнители главных ролей Элис Лоу и Стив Орам в первую очередь комические актеры (из сколько-нибудь знакомых русскому зрителю фильмов Лоу появлялась в сериалах "Компьютерщики" и "Книжный магазин Блэка"). Отчасти — потому что продюсировал фильм Эдгар Райт, режиссер "Зомби по имени Шон" и "Типа крутых легавых", в общем один из лучших людей в современной британской комедии. Но насквозь цитатной, залихватски-гиковской манеры Райта здесь совершенно не чувствуется. К прошлой картине Уитли "Раз! Два! Три! Умри!" гораздо ближе, чем может показаться по пересказу.
Помимо редкой технической одаренности, любви к пугающим мелодиям и умения снять каждый предмет мебели так, что он кажется самым опасным стулом на свете, Уитли замечателен странной жанровой неопределенностью своих фильмов.
В "Списке смертников" драма о личной жизни двух невротичных киллеров постепенно разъедалась чудовищным языческим мороком, но заговоры и ритуалы не давали вполне забыть о бытовых неурядицах, и из-за этого общее ощущение было раз в десять страшнее, чем в обычных хоррорах про происки сатанинских сект.
В "Раз! Два! Три! Умри!" происходит нечто очень похожее, но в точности наоборот. Фильм начинается как триллер, но самым страшным в нем так и останется лицо матери главной героини. Чем дальше, тем больше фильм Уитли напоминает эксцентричную британскую драму вполне в духе Майка Ли и некоторых его последователей.
Убийства, совершаемые Крисом и Тиной, несмотря на их жестокость, походят на этапы в развитии непростых отношений. Просто там, где обычные пары бьют посуду, эти двое убивают людей.
Причем хрупкая героиня оказывается в этом истерическом деле гораздо более последовательной. И, как ни странно, при общей бесчеловечности в этом фильме есть своя изуверская трогательность.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.