Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

04.02.2013 | Общество / Религия

Рождественские чтения XXI

Возвращение в Кремль

Прошлогодние Рождественские чтения, хотя и юбилейные, оставили смутные подозрения, что священноначалие хочет свернуть этот форум: Гостиный двор вместо привычного Кремлевского дворца, урезанные делегации с мест. И вообще было ощущение, что мероприятие всем немного поднадоело: ну сколько можно толочь воду в ступе, если вожделенная цель — православная культура в школах — достигнута? ОПК, правда,изучают лишь треть учеников из общего числа слушателей курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 1 353 647 школьников, но Рождественские чтения тут мало чем могут помочь — задача «повышения показателей» возлагается на епархии.

Однако за прошедший год многое изменилось в нашем обществе, изменились и церковно-государственные отношения:

официальная церковь недвусмысленно показала, что готова стать опорой государства, а государство благосклонно согласилось принять эти услуги, в своем приветствии Рождественским чтениям глава Администрации президента Сергей Иванов не преминул упомянуть об этом.

Очевидным образом это отразилось и на чтениях: состоялось возвращение в Кремлевский дворец, в формате конференции появилось новшество — Парламентские встречи в Думе. Неудивительно, что участники форума, которых я, как обычно, просила поделиться впечатлениями, твердили, что «государственных деятелей стало гораздо больше», что «видно единение с государством». 

На самом деле на сцене в Кремлевском дворце «государственных деятелей» было, пожалуй, даже меньше, и первое пленарное заседание с приветствиями от президента и прочих высоких чиновников и установочными докладами представителей патриархии, так сказать, официальная часть, было коротким как никогда. Но людей не обманешь, видно,

в общей массе участников форума все меньше учителей, когда-то составлявших подавляющее большинство, и все больше представителей муниципальных органов власти или православных активистов.

Кстати, единственным человеком из всех мною опрошенных, кто согласился говорить под запись, была сотрудница администрации города Выкса Нижегородской области Елена Шолохова, член Духовно-нравственного общественного совета «Лепта». «Мы смогли соработнически объединить администрацию округа, руководителей предприятий, предпринимателей и, конечно, церковь по многим вопросам, — рассказала Елена Шолохова. — Например, у нас очень почитается праздник Радоницы, это не государственный праздник, но на сегодняшний день мы его считаем и нашим праздником для администрации, и многие предприятия нас поддержали. Наш город — это крупный металлургический центр, когда мы сделали Радоницу праздником, приходило десятки людей, сейчас уже приходят десятки тысяч».

«Духовно-нравственные» общественные советы вообще, похоже, знамение времени. Парламентские встречи в Думе прошли под эгидой Межфракционной группы депутатов в защиту христианских ценностей, при ней тоже есть общественный совет.

Поскольку с православным партстроительством дальше разговоров дело не пошло, пришлось придумывать такую форму лоббизма: с одной стороны, демонстрирующую то самое «единение с властью», с другой — позволяющую задействовать новые рычаги давления на власть. На встрече «Христианские ценности в образовании и воспитании» (всего же встреч с разной тематикой было семь) после вполне революционного призыва первого зампреда Думы Александра Жукова выработать «основы единой культурной и образовательной политики» и вполне ритуальной реплики министра образования РПЦ митрополита Меркурия о том, что изучение основ религиозных культур — это вопрос национальной безопасности, посыпались просьбы и предложения.

Первая от композитора Рыбникова: учредить программу, посвященную воспитанию христианских ценностей у молодежи, — со строчкой финансирования в бюджете, естественно. Рыбников сей момент готов собрать команду, которая мечтает «работать в области духовного воспитания».

Митрополит Белгородский Иоанн объяснил, как просто можно «выровнять ситуацию в отношении к власти».

В его родной Белгородской области (где местная власть и церковь старательно строят православный коммунизм, если кто не знает, Святое Белогорье) постановили раз в месяц проводить приходские собрания в каждом храме, на которых решать важные для общества вопросы.

Губернатор всецело поддержал идею сделать приходские собрания площадкой для обсуждения. А тут, на счастье, и Межфракционная группа в защиту христианских ценностей в Думе возникла — есть место, куда направлять решения приходских собраний. «Для принятия решений необходимо понимать импульс, который исходит от народа», — наставлял думцев митрополит Иоанн.

Тут с ним не поспоришь, непонятно только, почему владыка считает приходские собрания гласом народа — по свидетельству даже самых расположенных к церкви социологов, их посещает максимум 8-10% населения, остальные насчитывают меньше.

Потом выступал скандально известный миллиардер Константин Малофеев, один из учредителей православной гимназии святителя Василия Великого, где обучение стоит 450 тыс. рублей в год. Надо, дескать, восстановить систему элитных учебных заведений по типу классических гимназий, только там и воспитывают патриотов, которые в дальнейшем будут учить других.

Его поддержал глава общества «Радонеж», также основателя православной гимназии в Москве, Евгений Никифоров: «Православные школы — это не конфессиональные школы, а идеальные русские школы».

Это все отголоски споров вокруг нового закона «Об образовании».

Положение о равном финансировании государственных и частных школ так и не прошло (вокруг этого, по выражению Евгения Никифорова, была устроена «гнусная возня»), поэтому православные благотворители теперь изо всех сил стараются доказать, что делают государственное дело — что ж все в убыток себе-то работать, обидно, пора бы уже получать хоть какие дивиденды...

Несколько иначе тему православных школ повернул ректор Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев. «Все говорим о хорошем, а приходим к плохому — почему так происходит?» — вопрошал он. И сам себе отвечал: воспитать в народе нравственное чувство может только религия. «А мы по-прежнему не можем открывать православные школы, потому что нет финансирования. Надо бы поставить в Думе этот вопрос. Целомудренные люди вырастают только в православных семьях».

Не знаю, следует ли понимать отца Владимира так, что православные неподвластны греху (жизнь дает тому немного подтверждений), однако ведущий встречи, координатор Межфракционной группы Сергей Гаврилов, тут же внес предложение: регистрировать кандидатов в депутаты только при наличии характеристики от архиерея.

Все это было бы смешно, кабы не было так грустно: встреча с очевидностью продемонстрировала, что православные идут в Думу исключительно с намерением запустить поглубже руку в государственный кошелек. Так диктует их целомудрие.

Но думцам понравилось. На повестке дня «духовные скрепы», и некуда податься, кроме них... В заключительном слове по окончании чтений митрополит Меркурий отметил, что новый формат в полной мере себя оправдал, поэтому решено сделать его постоянным направлением, а в будущем году к парламентским встречам присоединится и Совет Федерации.

Ох, чует мое сердце, скоро на чтениях вообще не останется учителей.




Источник: "Ежедневный журнал", 28.01.13,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»