Франция, 2012
12.11.2012 | Кино
Интеллигентная парадоксальностьВ росийском прокате выходит фильм Франсуа Озона «В доме»
Озон остается одним из моих любимых и самых непредсказуемых режиссеров в мире. Что общего между его фильмами «Ситком», «Под песком», «8 женщин», «Бассейн», «Пятью два», «Время прощания», «Отчаянная домохозяйка»? Общее — лишь непредсказуемость сюжетов и интеллигентная парадоксальность выводов. «В доме» при этом, пожалуй, самый изящный и забавный фильм Озона за последние годы. Не зря он уже завоевал главный приз на фестивале в Сан-Себастьяне, входящем в мировую десятку, и приз ФИПРЕССИ на фестивале в Торонто, входящем в мировую тройку. Суть в том, что 16-летний школьник начинает писать сочинения с продолжением — полноценный роман — про жизнь и семью своего одноклассника, которую он исследует с лупой как пример типичной нормальной французской семьи среднего класса.
Сочинениями увлекаются его школьный учитель литературы, который в молодости тоже имел писательские амбиции, и его жена — куратор галереи. В итоге школьный учитель литературы и его жена тоже вскоре попадают в сочинения с продолжением, и вообще перестаешь понимать, что в сочинениях 16-летнего парня (а соответственно и фильме) правда, а что вымысел (в том числе по поводу его любовных утех со взрослыми женщинами), кто в фильме — персона, а кто — персонаж романа.
Сложные взаимоотношения между автором и его персонажами — любимая тема писателей и режиссеров XX века.
Озон в веке XXI доводит ее до абсурда, но его юмор тонок, и фильм можно трактовать как угодно. Отчасти он о том, что вообще есть современное искусство — тут свою роль играет галерея, которую курирует жена школьного учителя литературы (она, стремясь угодить спонсорам, постоянно меняет ее наполнение. Например, организует выставку, разоблачающую диктаторов, где многие тираны XX века выставлены в виде надувных кукол из секс-шопа с женскими формами). В любом случае над умными смыслами фильма можно не задумываться — он все равно позабавит. И еще про Озона: у меня давно есть версия, что он задумал особый проект — снять в своих фильмах всех главных актрис французского кино. Снял уже многих (Катрин Денев несколько раз). На сей раз у него впервые играют Кристин Скотт Томас (британка, которую во Франции считают своей) и нынешняя жена Романа Поланского Эммануэль Сенье. Впрочем, блистательная роль и у Фабриса Лукини — именно он изображает учителя литературы.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.