США, Канада
10.09.2012 | Кино
Шпион, амнезия и диктатураПеределка знаменитого блокбастера «Вспомнить все» ошарашит его верных поклонников
Про что это
Про то, что в середине XXI века на планете после мировой войны с применением химического оружия осталось только две выжившие территории: ОФБ (Объединенная Федерация Британии), которой правит диктатор, и зависимая от нее нищая Колония, где большинство надписей на китайском, русском и арабском, расположенная на территории бывшей Австралии. ОФБ с Колонией связывает специальный поезд, идущий менее двадцати минут через центр земли. В скромной колониальной квартирке обитает с красавицей-женой рабочий, ежедневно отправляющийся в ОФБ, чтобы в две смены пахать на заводе по производству синтетических полицейских — ударной силы диктатора, которая противостоит Сопротивлению. Это Сопротивление устраивает теракты (впрочем, по ходу дела выяснится, что их ради компрометации Сопротивления организует сам диктатор — это понравится тем, кто и сейчас сомневается в официальной версии взрывов жилых домов в России и башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке).
Однажды затосковавший от рутины герой отправляется в компанию, обещающую за деньги имплантировать вам воспоминания о героическом прошлом, так что вы потом будете искренне верить, будто были, например, секретным агентом.
Тут-то выясняется, что у нашего рабочего искусственно стерты воспоминания о реальной жизни, в которой он действительно был супершпионом.
Что в этом особенного
«Вспомнить все» — ремейк легендарной картины Пауля Верхувена 1990 года, получившей «Оскара» за визуальные эффекты и на тот момент с бюджетом в 65 млн долл. считавшейся самым дорогостоящим фильмом в истории. Лента со Шварценеггером, никому тогда не известной Шарон Стоун и Рейчел Тикотин в главных ролях основывалась на новелле культового фантаста Филипа К. Дика We Can Remember It for You Wholesale — в наших переводах: «Воспоминания оптом и в розницу», «Из глубин памяти».
Киноистория с Филипом К. Диком уникальная. Я знаю людей, которые на него молятся.
Например, на роман «Убик». Но Голливуд экранизировал прежде всего его новеллы или мини-повести — по ним снят ряд фантастических фантастических (это не опечатка, я умышленно повторил одно и то же слово) фильмов от «Бегущего по лезвию бритвы» до «Вспомнить все» и от «Часа расплаты» и «Крикунов» до «Особого мнения» и «Пророка».
При этом фокус в том, что новеллы Филипа К. Дика минималистские. Во всех случаях голливудские сценаристы на основе отдельных линий и полунамеков выстраивали самостоятельные полновесные (и, что интересно, всегда небанальные — все-таки основа играет роль) кинопроизведения. «Вспомнить все» Верхувена имеет отдаленное отношение к новелле Дика. И новый фильм, который сделал Лен Уайзмен (создатель двух первых «Других миров» и четвертого — ужасающего, на мой вкус, — «Крепкого орешка»), — ремейк именно фильма Верхувена. А Дик ни при чем.
Принципиальных отличий два. У Верхувена метрополией являлась Земля, а колонией — Марс, где и правил диктатор, где и действовало Сопротивление. У Уайзмена мы остаемся на Земле, а Сопротивление организовано в метрополии.
Но важнее другое.
Фильм Верхувена — стеб. Самое интересное, что когда в начале 1990-х мы увидели его на пиратских видеокассетах, он стебом не казался.
Мы были поражены его — теми самыми, заслужившими «Оскара» — спецэффектами. Но голландец Верхувен, сделавший многие знаменитые голливудские блокбастеры (напомню о «Робокопе», «Основном инстинкте», «Космическом десанте»), — хулиган. Он всегда опасно смешивал жанры — цензурные с нецензурными. Он умел обмануть продюсеров. Уважаемый мной коллега говорит: невозможно смотреть сейчас «Вспомнить все» Верхувена — фильм выглядит устаревшим (по дизайну и технологиям якобы будущего). Но ведь снятый еще раньше «Робокоп» того же Верхувена устаревшим не выглядит! Верхувен сознательно, несмотря на огромный бюджет, снимал трэш — фильм категории «Б» в духе дешевой кинофантастики 50–60-х — ведь и новелла Дика написана в 60 е. Отсюда дикий трэшевый грим мутантов и кукольно вываливающиеся из орбит глаза персонажа Шварценеггера, вдруг оказавшегося на поверхности Марса без скафандра.
Странности
В фильме Уайзмена ликвидированы все нелогичности ленты Верхувена. Это как бы реалистическая картина. Но на эффектнейших боевых сценах, появись которые в 1990 м, мы умерли бы от счастья, начинаешь скучать. Потому что сюжету они не дают ничего. Смущает и то, что новый фильм — этакий цитатник-путеводитель по недавним, любимым Уайзменом фильмам.
Глядя современное кино, я иногда теряюсь: что считать уважительной цитатой, а что — откровенным плагиатом?
Сцена с погоней на летающих автомобилях в многоуровневом городе (в данном случае Лондоне), когда героев преследуют полицейские, от и до (от случайного попадания героя в спасающий его автомобиль до ухода от полицейских с помощью резкого падения автомобиля вниз) схимичена из «Пятого элемента». Etc.
Ударный эпизод
Поскольку спецэффектов мильон, отметим другое. В кадре на миг мелькают банкноты с Бараком Обамой на решке. Но мало кто это заметит. И непонятно, как сие трактовать.
Ему с нею жить
Давно известно, что режиссеры — зачастую подкаблучники и дают в своих фильмах выигрышные роли собственным женам. Лен Уайзмен, пожалуй, превзошел всех режиссеров мира в старании угодить жене — актрисе Кейт Бекинсейл, которую сам же во многом и прославил в одном из самых известных киносериалов 2000-х «Другой мир» про противостояние аристократов-вампиров с братками-оборотнями. В ремейке «Вспомнить все» Уайзмен революционно объединил в одно лицо двух персонажей из фильма-первоисточника 1990 года — тех, кого играли Шарон Стоун (жена главного героя) и Майкл Айронсайд (его основной преследователь). Этого гибрида и изобразила Кейт Бекинсейл. Смешно слышать, будто на эту роль всерьез рассматривались также Ева Грин, Ева Мендес и Розарио Доусон. Если бы они действительно рассматривались, режиссеру Уайзмену дома было бы несдобровать.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.