03.09.2012 | Кино
Касса и патриотизмСудя по статистике проката, наша публика не скучает по родному кинематографу
1. Я всегда считал, что болеть за отечественное кино, как болеют за футбол, глупо. Надо болеть не за родное, а за хорошее кино, какой бы национальности оно ни было. Если наши фильмы — дрянь, то и не смотрите их.
Мнение «у кино нет национальности, но в нем есть таланты и бездари» стал активно продвигать фестиваль 1 — Каннский. В каталогах других фестивалей всегда вверху страницы обозначают, откуда фильм родом. В каннском каталоге крупно значится имя режиссера (Ханеке, Лоуч, Альмодовар и т.д.), ниже — название фильма. А страна не упоминается вообще.
Режиссер — господь, а где он творит, неважно.
Эта позиция развита среди наших молодых киноманов, активно переписывающихся по поводу фильмов в социальных сетях.
2. Но патриоты во главе с Говорухиным и Михалковым ратуют за чистоту нашего кино и введение цензурного кодекса типа отринутого историей еще полвека назад голливудского кодекса Хейса, всегда считавшегося в Европе мракобесием. После того как эти патриоты распространили письмо-донос неких молодых кинематографистов, уверяющих, будто наше кино очерняет отечественную реальность, они наверняка ухватятся за статистику проката. На наше кино перестают ходить! А почему? А потому что зритель возмущен клеветой!
Боюсь, однако, что использовать прокатную статистику в политических целях будет трудно. Ведь самые кассовые российские фильмы 2012-го (см. справку) сняты так, словно в стране уже действует кодекс Хейса. Все они добрые. Беда, правда, в том, что за исключением сказки про «Ивана Царевича» (к детским мультяшкам подходишь со сниженными критериями), комедии «О чем еще говорят мужчины» (создатели которой из «Квартета И» хорошие актеры и к тому же остроумны) и изобретательного «Шпиона» все это серятина. Уверен, что половина названий фильмов из русского топ-листа киноманам вообще не известна. Не зря эти картины (опять же см. справку) уступили в родном прокате Голливуду — его фильмы тоже не всегда идеальны, но профессиональнее и зрелищнее наших.
Что чего стоит
Самые кассовые российские фильмы в прокате РФ и СНГ в первом полугодии 2012-го (сборы в млн USD с округлением):
1. «Иван Царевич и Серый Волк» — 20,7
2. «О чем еще говорят мужчины» — 13,9
3. «Тот еще Карлсон» — 10,4
4. «Август. Восьмого» — 10
5. «Ржевский против Наполеона» — 7,9
6. «Мамы» — 7,8
7. «Восемь первых свиданий» — 7,5
8. «Няньки» — 5,8
9. «Zолушка» — 5,2
10. «Шпион» — 4,6
Лидеры кинопроката РФ и СНГ в первом полугодии 2012-го:
1. «Мадагаскар 3» (США) — 46,5
2. «Мстители» (США) — 43,5
3. «Люди в черном 3» (США) — 36,4
4. «Джон Картер» (США) — 33,4
5. «Гнев титанов» (США) — 22,3
6. «Морской бой» (США) — 22
7. «Шерлок Холмс: игра теней» (США) — около 22
8. «Прометей» (США) — 21,2
9. «Иван Царевич и Серый волк» (Россия) — 20,7
10. «Путешествие 2: Таинственный остров»
(США) — 17,6
По данным www.kinobusiness.com
3. Готов спорить: положение новорусского кино в ближайшие годы не улучшится, а публика будет ходить на него все хуже. Ведь оно само все сделало для того, чтобы мы в нем разочаровались.
Наше кино как черт от ладана — а в новых государственных реалиях тем более — бежит от любых острых социальных и политических тем. Между тем голливудское, английское, французское, итальянское кино никогда их не боялось и не боится, нелицеприятно выводя на экран даже действующих политических лидеров.
Далее: у нас не стесняются делать глупые ремейки классических советских комедийных лент, хотя их создатели не имеют и сотой доли таланта Рязанова, Гайдая или Данелии. Сейчас активно рекламируются ремейки «Кавказской пленницы» и «Джентльменов удачи».
Далее: у нас продолжают ставить в кино на звезд КВН и «Комеди-клаба». Но уверен: больше этот несмешной трюк не сработает.
Короче, наши продюсеры сами подпилили тот сук, на котором сидели. До лета 2004-го считалось, что наше кино — даже безумно популярный «Брат» — в принципе не окупаемо. Но вдруг пошло-поехало — суперуспех «Ночного дозора», потом «Турецкого гамбита», «Дневного дозора», «9 роты», «Иронии судьбы-2» и т. д. И началось головокружение. Все подряд — любую дилетантскую чушь у нас стали подавать как самый крутой триллер года, лучший боевик осени, лучшую комедию. Публику обманули, но она раскусила гнилой орех. И опять стала предпочитать голливудское кино.
4. Самое любопытное, что любовь к советскому кино в СССР — тоже большой миф. Просто не было выбора. А был железный занавес.
Американские фильмы почти не появлялись. Это привело к увлечению советского зрителя индийским кино. При этом если проанализировать список рекордсменов советского проката (самый достоверный составил киновед Сергей Кудрявцев), то нельзя не прийти к выводу, что он четко отражает тайную тягу СССР к западному кино и его запретным жанрам. Впереди мексиканская мелодрама (а это не наш жанр) «Есения» и «Спартак» Стенли Кубрика (экзотический для нас эпический боевик). А дальше в десятке: «Экипаж» — редкий у нас пример западного жанра «фильм-катастрофа», «Москва слезам не верит» — опять же мелодрама, «Пираты XX века» — небывалый для нас тогда боевик в жанре «боевые искусства» (теперь понимаешь, что жалкая подделка под иностранные ленты категории «Б»), «Новые приключения неуловимых» — вестерн. Ну и собственно от СССР — три фильма Гайдая, реального гения комедии.
5. В итоге приходишь к печальному выводу, что в нашем прокате будут обречены именно лучшие отечественные фильмы.
Нет ничего удивительного, что в десятке самых кассовых лент в первом полугодии 2012-го не оказалось «Елены» (чей прокат в этом году еще продолжался)», «Фауста» или картины Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» — они не для массовой аудитории. Но поразительно, что в десятку (при наличии в ней неведомой ерунды) не попали картины вполне себе зрительские, просто при этом еще и артистические, умные: «Шапито-шоу» (хотя его много обсуждали в сети), «Кококо», «Бедуин», даже «Белый тигр». Уверен, что ничего хорошего не ожидает и выходящую в сентябре «Орду».
Причина ведь и в испортившихся вкусах. Можно ли сейчас представить, что в конце 1980-х длинная ретроспектива элитарнейших фильмов Годара с утра до вечера собирала в Москве аншлаги в кинотеатре «Мир» на Цветном бульваре, где в зале было больше тысячи мест?
Вот бы о чем, а не о Хейсе задуматься кинопатриотам-домостроевцам.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.