Финляндия, Германия, Австралия, 2012
16.07.2012 | Кино
Космическая фашистская заразаИгорь Гулин о «Железном небе» Тимо Вуоренсолы.
В прокат выходит "Железное небо" Тимо Вуоренсолы — фантастическая черная комедия о нашествии лунных нацистов.
В 1945 году часть командиров Третьего рейха и их сторонников, спасаясь от врагов Германии, вылетела на Луну. Там, на темной ее стороне, они построили целый город, мощно двинули вперед технологии по сравнению с 1940-ми, хотя сохранили те же эстетические предпочтения. В общем, вполне хорошо устроились. Но главная цель нацистов все же не окультуривание Луны, а торжественное возвращение на Землю. И однажды, точнее в 2018 году, им приходится перейти от мечтаний к делу. Дело в том, что в руки им попадает шпион с Земли. Это чернокожая фотомодель Джеймс Вашингтон, отправленный в космос в рамках предвыборной компании нынешнего президента.
Нацисты принимают глуповатого недокосмонавта за участника разведотряда и ожидают вторжения.
Как опытные тактики, они решают пойти первыми. Одновременно в сердце нацистского руководства разворачивается борьба за власть между стареющим умудренным фюрером Корцфляйшем (Удо Кир) и молодым фанатиком Клаусом Адлером. Помимо этих двоих, в операции "Метеор-блицкриг" принимают деятельное участие невеста Адлера — воспитательница местного гитлерюгенда и арийская красавица Рената Рихтер, ее отец — главный сумасшедший ученый лунного Рейха, и, наконец, космонавт Вашингтон. Ему вкололи "обелитель", после чего он превратился в чернокожего-альбиноса с легкой формой моторной шизофрении (рука иногда непроизвольно вскидывается в зиге).
У нацистов есть летающие тарелки, космические цеппелины, а также до поры неработающий величественный корабль "Гибель богов", для оживления которого достаточно одного земного айпада. На руку воинственным возвращенцам играет и то, что их противник сильно ослаблен.
Президент Америки — глупая самовлюбленная бабища, ООН похожа на плохую команду КВН, земляне в целом погрязли в лицемерной политкорректности и легкомысленном пристрастии к модным штучкам при полном отсутствии руководящей идеи — в общем, во всех грехах, отчаянно несвойственных германскому духу.
Мысль о том, что нацисты — единственное, что может их спасти, предстает очень соблазнительной. Кажется, здесь все только их и ждет.
Первый широко распространившийся трейлер "Железного неба" Тимо Вуоренсолы, до того поставившего две части из пародийной космической эпопеи "Звездный мусор", был маленьким шедевром. Казалось, это fake trailer — имитация рекламного ролика к фильму слишком дурацкому и прекрасному, чтобы правда быть снятым: космические нацисты, кривящийся в нездешней ухмылке Удо Кир, маршевый индастриал Laibach — это фильм, который каждый третий любитель глупой фантастики хотел бы сделать сам. Главная находка Вуоренсолы — в том, что он дал желающим поучаствовать в этом изготовлении блокбастера на коленке. "Железное небо" создавалось в большой степени как бы вирусным образом: Вуоренсола не только собрал по сети довольно большую часть бюджета фильма, но и предлагал возможность сделать для фильма что-то конкретное: помочь с каким-нибудь спецэффектом или спроектировать что-нибудь из фашистского обмундирования.
В этом ощущении громадной фетишистской забавы — и прелесть, и главный изъян фильма.
Он кажется растянутой и ухудшенной версией собственного трейлера. Две с половиной очаровательных придумки разбавляются не очень смешными шутками, второсортным пафосом и совсем пустыми местами. Но в то же время ругать "Железное небо" глупо. Потому что когда кто-то делает жанровый фильм, руководствуясь в первую очередь не законами кинорынка, а собственным несуразным вкусом — это всегда очень симпатично.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.