США, Испания, Венгрия, 2012
13.04.2012 | Кино
Он написал убийствоИгорь Гулин о фильме «Ворон» Джейсона Мактига
В прокат выходит триллер "Ворон" — новый фильм режиссера "V значит вендетта" и "Ниндзи-убийцы" австралийца Джейсона Мактига, в котором великий американский писатель осваивает профессию детектива.
Эдгар Аллан По (Джон Кьюсак) давно написал все свои главные вещи и находится в кризисе, он запойно пьет, когда трезвый — ухаживает за красавицей Эмили (Элис Ив) и бегает от ее богатого и злобного отца полковника Хэмилтона (Брендан Глисон), а также без какого-либо успеха пытается тиснуть хоть что-нибудь в балтиморской газетке. В это время симпатичный молодой инспектор Эммет Филдс (Люк Эванс) расследует загадочное убийство матери и дочери и внезапно понимает, что случай этот донельзя похож на рассказ "Убийство на улице Морг". Филдс находит По, допрашивает его, мужчины поначалу друг друга активно недолюбливают, но через некоторое время становятся друзьями — не разлей водой (отчасти "Ворон" — это такое готическое buddy-movie, фильм про детективов-напарников).
На первых смертях жуть, естественно, не кончается. Неизвестный преступник придумывает что-нибудь новое почти каждый день, и вскоре оказывается, что все его убийства повторяют сюжеты из рассказов По.
Писатель, полагавший, что преданных поклонников у него не осталось, оказывается неправ — один человек, от корки до корки проштудировавший все им написанное и принявший тексты По очень близко к сердцу, в городе все же обнаружился. И само собой — сам По и его возлюбленная оказываются в центре этих виртуозных злодейств.
Вопросы, которые встают по ходу действия, вполне очевидные: виноват ли По во всех этих смертях? Это сознание писателя породило убийцу или так уж устроены великие выдумки, что ими легко воспользоваться не по назначению? Короче, гений и злодейство в разных вариантах. Впрочем, эти идеологические колебания тут совершенно неважны. "Ворон" — совершенно орнаментальное кино, с непрерывно летающими черными птицами, драматическими взглядами, чтением стихов и всякими милыми глупостями — вроде мелькающего в кадре необъяснимого домашнего енота, живущего у По. Это кино похоже на все на свете — например, на гибрид энной части "Пилы" с бертоновской "Сонной лощиной" — но совсем не выглядит при этом вторично.
Уже после "Вендетты" было понятно, что Мактиг, числившийся протеже братьев Вачовски (он был их ассистентом на "Матрицах", а они продюсировали первые два его фильма),— режиссер как бы не очень глубокомысленный ("Вендетта" отчетливо недотягивала до революционного эпоса), но настоящий мастер, и главное, обладает очень точным вкусом. По-своему, это удивительно: фильм про то, как автор попадает в мир своих текстов, что уже невыносимо, и в названии которого к тому же стоит самое, кажется, затасканное в истории кино стихотворение,— такой фильм снят, как ни в чем не бывало.
Кажется, от такого кино должно быть ощущение, будто входишь в темную комнату, в которой уже толпится прорва народу (а над всеми возвышается сделавший пару десятков прекрасно-бредовых экранизаций По Роджер Корман). Но этого не происходит.
"Ворон" Мактига — конечно, не новый взгляд на творчество По. Просто хороший триллер. И это совсем не плохо. К тому же через неделю выходит фильм "Между" Фрэнсиса Форда Копполы, в котором современный писатель расследует убийства при помощи призрака все того же Эдгара По. Можно считать, что Мактиг готовит для него почву.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.