Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

20.02.2012 | Кино

Мартовские виды

Накануне наших президентских выборов любопытно поглядеть «Мартовские иды» Клуни — фильм о предвыборных табу в США

«Мартовские иды», не имеющие соприкосновений с одноименным романом Торнтона Уайлдера, выйдут у нас только на следующей неделе. Но о фильме стоит написать пораньше. Во-первых, это очередная — четвертая — режиссерская работа Джорджа Клуни, показавшего себя очень хорошим киноавтором (см. «Признания опасного человека» и особенно «Доброй ночи и удачи»). Во-вторых, это картина об ограничениях, которым вынуждены следовать кандидаты в президенты США, чтобы высшей власти не достиг подлец. Фильм пролетел мимо «Оскаров», и это странно. Он номинирован лишь на статуэтку за сценарий на основе опубликованного произведения. Хотя самая влиятельная голливудская гильдия — продюсеров — включила его в десятку лучших лент года, что обычно залог неплохих оскаровских шансов. Клуни наверняка расстроился, ну да ладно.

О чем это. О праймериз среди кандидатов от Демократической партии, которые проходят в одном из штатов. У нас до сих пор толком не знают, что такое праймериз — сам узнал недавно. Между тем это важная политическая процедура. Каждая из наших партий выдвигает в президенты одного-единственного кандидата, который уже лет десять-двадцать признан ее лидером. А в Америке внутри каждой из двух основных партий изначально происходят свои полноценные выборы кандидата, и эта гонка по жесткости, бескомпромиссности и взаимным подножкам сродни президентской.

Представляете, если бы у нас, например, «Единая Россия» на полном серьезе устроила такую гонку между Путиным и хотя бы Медведевым? У каждого свой штаб. Каждые две недели у них новые дебаты в разных штатах, тьфу, федеральных округах… Живенько! Может, и результаты голосования тогда казались бы действительно честными.

Штабы двух основных кандидидатов от демократов возглавляют волки политпиара. Но в штабе того кандидата, которого играет сам Клуни, есть новый талант (роль Райана Гослинга, растущей популярности которого скоро начнут завидовать Джонни Депп и Бред Питт). Именно он автор всех шуток, афоризмов и программных заявлений, которые произносит в дебатах кандидат в президенты-Клуни. Парадокс в том, что персонаж Гослинга, даже войдя в мир серьезной политики, остается идеалистом. Он трудится не для славы, карьеры и денег, а ради справедливости. Ему симпатично, что его политический босс принципиально не идет на сделку с неким влиятельным сенатором, который способен обеспечить голоса для победы в данном штате, а вот соперники на сделку идут.

Что в этом хорошего. Нетрудно предугадать, что в конце концов идеалист столкнется с ужасающей правдой: его шеф неидеален. Политика — дело грязное. Кто боится замараться (это фраза из фильма), непременно проигрывает. Эту мысль в фильме замечают все. Между тем главный парадокс «Мартовских ид» для нас не в том, что политика полна нечистот, а в том, что она все-таки может быть чистой — если вынуждена следовать жестким нормам и опасается СМИ.

Американскую публику в фильме больше всего шокирует тот факт, что кандидат в президенты переспал со своей 20-летней подчиненной. Для персонажей фильма особенно важно, где именно переспал. Если в отеле за рекой, то это менее страшно, потому что там уже другой штат и 20 там — возраст совершеннолетия. А вот если в штате, где сейчас проходят праймериз, то дело совсем худо, ведь совершеннолетними тут считаются лишь достигшие 21 года. У нас к подобным страстям по-прежнему относятся снисходительно. Ну переспал. С вполне, по нашим меркам, взрослой. Значит, мужик!

Для нас интереснее страшное преступление другого рода, которое в фильме совершает консультант кандидата Гослинг. Он соглашается на тайную встречу с главой штаба противника, который желает что-то уточнить. Когда об этой встрече становится известно СМИ, весь избирательный штаб пугается донельзя. Оказывается, эта ерундовая встреча (не вбрасывание же в урны левых бюллетеней, не подтасовка же голосов!) по американским понятиям дичайшее политическое правонарушение. Потому что возможен сговор. После такой встречи в политике выдают волчий билет.

Странности. К ним отнесем непонятную логику развития главного героя. Он вроде бы становится таким же циником, как все (поскольку в политике иные не выживают), но вроде бы и не становится. Не прочитывается финал фильма. Вот ей-богу. Всегда все всем разъясняю, а тут вы мне разъясните, почему все разрешилось именно так. Не раскрыта и история с самоубийством (не скажем кого именно, чтобы не выдавать сюжет).

Ударная фраза. Консультант Гослинг — кандидату в президенты Клуни: «Ты нарушил единственное правило политики. Жаждешь быть президентом — начни войну, ври, можешь обанкротить страну, но не трахай своих подчиненных. За это тебя возьмут за ж...» При всей разнице политических норм кое-что в этой фразе актуально и для нас.

Наш вариант рекламного слогана. Американские президенты — они какие-то не наши.



Источник: Московские новости, 6 февраля 2012,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.