Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

25.01.2012 | Наука

Пол-Европы Тутанхамоновичей

Родство между фараоном и современными испанцами – того же порядка, как между Пушкиным и современными эфиопами.

Недавно по новостным сайтам прошелестела небольшая сенсация: около половины западноевропейских мужчин оказались родственниками египетского фараона Тутанхамона. Того самого, чья гробница, счастливо избежав грабежей, явила археологам несметные сокровища – и тем сделала недолго правившего и ничего особенного не совершившего царя самым знаменитым из владык древнего Египта.

С тех пор прошло 90 лет – и все это время как найденные сокровища, так и мумия самого Тутанхамона были предметом тщательного изучения. И конечно же, после того, как ученые получили возможность чтения генетических текстов, рано или поздно египетские мумии должны были подвергнуться такому исследованию. Работы такого рода ведутся уже некоторое время и позволили идентифицировать ряд ранее безымянных мумий и реконструировать родственные связи в египетских династиях.

И вот совсем неедавно был сделан следующий шаг: ученые из расположенного в Швейцарии центра генеалогических исследований iGENEA сумели частично восстановить нуклеотидную последовательность Y-хромосомы Тутанхамона. Как известно из школьного курса биологии, эта хромосома имеется только у мужчин, причем в единственном экземпляре в каждой клетке (в то время как каждая из остальных 22 хромосом представлена двумя копиями). Когда перед образованием половых клеток пары хромосом обмениваются участками, Y-хромосома этого не делает – у нее нет партнера для такого обмена. Поэтому содржащиеся в ней генетические тексты не тасуются в каждом поколении, как все прочие, а передаются от отца к сыновьям в неизменном виде. Точнее, почти в неизменном: в ней, как и во всякой хромосоме, изредка случаются мутации. Подавляющее большинство их нейтрально или почти нейтрально и передается потомкам так же успешно, как и исходная версия. В результате каждый из представителей сильного пола несет в своей Y-хромосоме обширную коллекцию мутаций, накопленных его дедами-прадедами с незапамятных времен. И если у двух мужчин значительная часть мутаций оказывается одинаковой (в таких случаях геногеографы говорят, что эти двое принадлежат к одной гаплогруппе), это означает, что у них был общий предок.

Так вот, исследование царской Y-хромосомы показало, что Тутанхамон принадлежал к гаплогруппе R1b1a2. Она очень хорошо специалистам знакома: к ней принадлежит около половины коренного населения Западной Европы. В отдельных странах эта доля еще выше: среди французов она  составляет примерно 60%, а среди испанцев – целых 70%.

Что это значит? Хотя среди титулов египетского монарха был и «Мощный Бык», трудно представить, чтобы хилый болезненный юноша, проживший всего около 19 лет, успел стать предком двух третей населения в далеких от Египта краях. Тем более, что в самом Египте доля носителей гаплогруппы R1b1a2 не превышает одного процента.

Авторы исследования предложили иную интерпретацию, воспользовавшись тем, что примененный ими метод позволяет определить примерное время возникновения той или иной гаплогруппы. По их расчетам выходит, что общий предок фараонов XVIII династии и современных европейцев жил немногим меньше 10 тысяч лет назад – скорее всего, где-то на Кавказе. Примерно 9 тысяч лет назад часть его потомков начала миграцию в Европу – где, судя по доле ее генов в современном населении, весьма преуспела.

Но кто мог принести эти гены в Египет? Самой очевидной кандидатурой на эту роль оказываются хетты – индоевропейский народ, чье царство в Малой Азии во II тысячелетии до н. э. было соседом и главным соперником Нильской державы. Источники упоминают о переселениях какого-то числа хеттов в Египет, но до сих пор никому и в голову не приходило, что кто-то из их потомков мог оказаться на троне.

Получается, что генетика ставит вопросы о структуре древнего общества.

Так или иначе полученные данные отражают не экспансию «египетских» генов в Европу, а проникновение предков европейцев в Египет. Родство между фараоном и современными испанцами – того же порядка, как между Пушкиным и современными эфиопами.



Источник: «Знание – сила» № 12, 2011,








Рекомендованные материалы


05.12.2018
Наука

Эволюция против образования

Еще с XIX века, с первых шагов демографической статистики, было известно, что социальный успех и социально одобряемые черты совершенно не совпадают с показателями эволюционной приспособленности. Проще говоря, богатые оставляют в среднем меньше детей, чем бедные, а образованные – меньше, чем необразованные.

26.11.2018
Наука

Червь в сомнении

«Даже у червяка есть свободная воля». Эта фраза взята не из верлибра или философского трактата – ею открывается пресс-релиз нью-йоркского Рокфеллеровского университета. Речь в нем идет об экспериментах, поставленных сотрудниками университетской лаборатории нейронных цепей и поведения на нематодах (круглых червях) Caenorhabditis elegans.