Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

26.01.2012 | Колонка / Общество

Диспозиция

Главное, чтобы, занявшись партстроительством, лидеры оппозиции в очередной раз не погрязли в сварах и взаимных претензия

Прошлая неделя важна прежде всего тем, что вполне ясно продемонстрировала тактику и стратегию как власти, так и оппозиции в преддверии новой волны протестов и президентских выборов. Признаться, когда я прочитал в «Известиях» текст за подписью Путина, то подумал, что начальники наконец поняли: после Чистопрудного бульвара, Болотной и проспекта Сахарова они оказались в новой, чрезвычайно для них неприятной, политической реальности. Если опустить естественное для кандидата в президенты самовосхваление (цену коему замечательно показал Евгений Гонтмахер), то перед нами план аккуратнейшей разводки «рассерженных  горожан». Вас, обращается к ним Путин, раздражает построенный мною режим с его коррупцией, имитационной демократией и беспределом силовиков. Так и я не в восторге, говорит он. Одна беда — в прошлом желание продвинутой части элиты рывком двинуться в направлении прогресса оборачивалось плохо. Да и «ниспровергатели» борются за власть для того лишь, чтобы заполучить привилегии для себя лично. Довольно изящная попытка сыграть на часто декларируемой усталости «рассерженных граждан» от известных оппозиционных политиков.

Да и чего стоит цель оппозиции — всего-то передать власть «правильным людям», продолжает Путин. А где, вопрошает премьер, содержательная дискуссия о путях развития страны, о том, как ответить на вызовы сегодняшнего мира?

Уловка очевидна. Нацлидер отказался от прямых дискуссий с другими кандидатами в президенты, они, мол, склонны давать безответственные обещания. Ныне же он призывает к дискуссии в заочном режиме. Это отличный способ лишить сторонников оппозицию, как системную, так и несистемную. Официальные кандидаты в президенты будут обречены на нудные дискуссии с путинскими «братьями меньшими» по каким-то узким вопросам. Что до оппозиции несистемной, то совершенно очевидно: стоит  Сергею Удальцову и Борису Немцову попытаться разработать некую общую программу развития страны, то они конечно же погрязнут в спорах, так как придерживаются принципиально разных взглядов по экономическим и социальным вопросам.

В общем, повторю, разводка была подготовлена весьма профессионально и аккуратно. Но выдержать Путину интеллектуальную планку удалось лишь два дня. До среды, когда нацлидер открыл рот на встрече с руководителями СМИ. И посыпались жабы. Путин рассказал своим искушенным слушателям массу интересного. Про то, что писатель Борис Акунин участвует в протестном движении по причине своего грузинского происхождения. Про то, что эксперты, которые в отличие от него не видят опасности, исходящей от американской противоракетной обороны, работают на другую державу. Про радиостанцию «Эхо Москвы», поливающую его поносом. Ну и конечно, про телеканал FOX, где ведущий закашлял и зачихал честную женщину, рубившую правду-матку про войну в Южной Осетии. Самое страшное, что, похоже, он сам в это верит. Газет он, как выяснилось, не читает, а когда слушает радио, то так расстраивается, что уснуть не может. В общем, все сведения — из докладов охранки да записей прослушки.

Все это, конечно, выглядит для продвинутых представителей народившегося среднего класса в высшей степени убедительно. Подозреваю, что для достижения максимальной численности участников шествия 4 февраля надо почаще давать в эфир прямую речь нацлидера.
Степень адекватности Путина ставит под вопрос и главное достижение встречи премьера с главными редакторами. А именно: милостивое соглашение на встречу с «неполитической» частью оппозиции, в частности с Дмитрием Быковым и все тем же этническим грузином Григорием Чхартишвили. Боюсь, что обещанный диалог будет представлять собой словесную порку оппозиционеров под камеры подведомственных телеканалов. С другой стороны, повторю, каждое новое премьерское слово способно вывести все новых людей на площадь. Потому что просто оскорбительно допустить, чтобы вот этот командовал страной еще шесть лет. Так или иначе очевидно, что власть не демонстрирует способности к изощренному интриганству.  И впредь действовать она будет вполне дубовато.

Разумеется, это вовсе не повод для того, чтобы у оппозиции началось головокружение от успехов.

Самое глупое, что можно было бы себе представить в нынешней ситуации — это начать составлять всевозможные «теневые кабинеты», делить несуществующие должности, плодить «позитивные» программы, множить партии и движения. И до бесконечности выяснять друг с другом отношения.

Совершенно прав Владимир Рыжков, который пишет, что демонтаж путинского режима и является на сегодняшний день самой позитивной программой. Это не игра в парадоксы. В России, пронизанной коррупцией и всевластием безответственных чиновников, в принципе невозможна никакая  частная, «секторальная» реформа. Этот режим может эволюционировать лишь в направлении все более жесткого авторитаризма. Единственная позитивная программа, которая возможна сегодня — это честные выборы, гарантии сменяемости власти, что обеспечивается свободой печати. Именно эти задачи ставят перед собой, насколько можно понять, только что созданные «неполитическая» Лига избирателей и «политическое» Гражданское движение. Впрочем, смысл последнего остается не совсем ясным. Если цели таковы, как описаны, зачем, спрашивается, создавать внутри движения три «политические» части: либеральную, левую и националистическую? Только для того, чтобы реализовать немыслимую идею объединения либералов и националистов? Или для политической части активистов не нашлось «своей» организации. Главное, чтобы, занявшись партстроительством, лидеры оппозиции в очередной раз не погрязли в сварах и взаимных претензиях. В.В. Путин на это очень надеется.  



Источник: "Ежедневный журнал", 20.01.2012г.,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»