23.01.2012 | Путешествия
Тридцать лет спустя — 8Под вулканом
27 июля
В 10:10 поезд отправился в Неаполь. Идет с потрясающей скоростью – 300 км в час. Через полтора часа Рим, старые стены города. Еще через час с небольшим я указала Марку на остроконечную вершину на горизонте, он сказал, что это, наверно, Везувий.
С вокзала на метро, вышли на площади Данте. Марк стоит и смеется. Я спрашиваю: «почему», - «отсюда по указаниям отеля, надо идти, куда показывает рукой Данте». А памятник в ремонте, кругом заколочен. К счастью Марк был в этом отеле четыре года назад и что-то помнил. Так что дошли.
Чудная комната со старым зеркальным шкафом и балконом на узехонькую уличку. Полный итальянский неореализм. После Флоренции, где дома - каменные бастионы, здесь все вываливается на улицы. Торгуют всякой дрянью, изделиями из раковин, и негры страшным тряпьем. Вышли к заливу, посмотрели на Везувий, а после ели безостановочно. Дешево и очень вкусно. Пары с детьми и младенцами гоняют на мотоциклах на узким улицам – щелочкам, в гору. Улицы завешены сушащимся бельем, бегают маленькие дети. Все открыто, заглядываешь в окна - семьи сидят за ужином. Толстые старухи весь день сидят на стульях у дверей. Солнечный свет белый, слепящий от моря.
Гуляли на самый верх к фортификациям сначала по щелкам – улицам. Потом по ступеням, под ними шумит вода, то ли источник, то ли водопровод. Колорит нищеты и веселья. Ужин – изумительная пицца Сицилиано, маслины, каперсы, анчоусы. Опять гуляли по старому городу. Огромные церкви, по две, три в каждом квартале.
28 июля.
С утра на поезде с красивым названием - Серкумвезувиана, поехали в Помпеи. Вокруг трущобы и графитти, но виды! Залив с островами, пинии. Проехали Геркуланум, вышли в Помпее. И вот она, в двух минутах ходьбы от станции. Улицы мощены грубыми булыжниками, но есть тротуары и переходы через улицы – три плоских широких камня, а между ними колея для телег. Помпеи сначала кажутся пыльными обломками кое-как построеных зданий, но они затягивают. То тут, то там мелькают признаки жизни, то фрески кусок, то мозаика, то фонтан, то мраморный стол на львиных лапах, то мраморная плита на кухне, с вделанными в нее горшками для хранения еды, чтобы не остывала.
Недавно нашли дом, в котором художники писали фрески в момент извержения. Все материалы с ними. Город оживает, когда по нему ходишь. Жить здесь было приятно. А как все растет на «унавоженной» Везувием почве! В обратном поезде, глядя на гадкие трущобы, Марк сказал: «Если опять будет извержение, то вот что раскопают».
Вечером пировали в честь Помпеи. Я ела чудесные креветки, приготовленные на углях с аругалой и лимоном. Марк пиццу с мидиями. Десерт с Неаполе потрясающий, пирожные с земляникой, тридцать видов мороженого и шербета. Мой любимый лимонный шербет.
29 июля
С утра в Музей Археологии. Первый этаж - статуи из коллекции Фарнезе. Римские головы, вставленные в ренессансные бюсты или приделанные к греческим обнаженным телам атлетов и богов. У римских голов морды анатюрель, какие были, выглядит смешно.
Фрески из Помпеи – чудо. Потрясающая школа, как нарисовано и написано. И ничего ложного. Количество Помпейской живописи в музее невероятное, при том, что некоторые залы были закрыты, то ли на реставрацию, то ли на переучет художественных ценностей. И они, итальянцы, еще судятся с музеем Гетти из-за маленькой декоративной фрески. А в Помпее горы предметов свалены в открытом сарае. В музее много предметов быта, тоже в очень хорошем вкусе, украшенных деталями, но не слишком сильно.
Пошли на ланч в ресторан напротив музея – свежайший салат из морских гадов. Назад в Музей Археологии. Вместе со вчерашней поездкой впечатления связываются с одну картину жизни Помпеи. В музей живописи решили не идти. Лучше, чем Помпеи не будет.
30 июля
Марк заглянул в наше расписание и увидел, что на сегодня у нас зарезервирован отель в Риме. Так что поездка в Амальфи отменилась. Поехали на вокзал, купили билеты на 4:17. В музей уже нет времени идти. Пошли писать акварель на маленькую площадь со сквером.
Во Флоренции мы наблюдали «комедию дель арте» с тремя пьяницами, а здесь, на Неополитанской площади, мы наблюдали драму. В красном, Помпейского кровяного цвета, здании были открыты большие окна и слышались крики мужчины и женщины. Время от времени, в окнах второго этажа был виден бегающий туда-сюда мужчина, воздевший руки к небу. Все остальные окна тоже были открыты и, из них висели жильцы, наслаждавшиеся спектаклем. Продолжалось это полчаса, а потом стихло, то ли он ушел к любовнице, то ли она ушла в парикмахерскую. Прошу прощения за «сексизм», может быть и наоборот.
Пошли на ланч во вчерашний чудесный ресторан против Археологического Музея. Еда была прекрасная, но жулик-официант насчитал с нас за блюдо жареных снетков, от которых мы отказались. Но, когда Марк поймал его за руку, сразу извинился. А до того влезал в фотокарточку, когда Марк меня снимал.
Побежали в отель за чемоданами и в метро на вокзал. В метро поезда ходят раз в полчаса, то ли из-за сиесты, то ли по субботам. Волновались, что опаздываем, а на вокзале узнали, что поезд на Рим задерживается на час.
Сведения из фейсбука – Таня вчера закончила и сдала свою диссертацию на магистрскую степень!
По дороге в Рим проехали красивейший город на побережье - Формиа. Наконец, увидела акведук. Ура, мы в Риме!
Хороший, тихий отель с садиком и дорожкой увитой виноградом, уже спелым. Отель занимает первый этаж большого жилого здания, но оформлен садом и виноградной беседкой под деревенское жилье.
Разговор с Ксеней (племянницей) по скайпу. «Приезжайте на выходные, поедем во Францию.»
Переехали во Францию, в Ивуар – средневековую деревню со древним замком и городскими стенами. Деревня или маленький городок, невозможно хорошенький, с цветами на всех окнах, полон туристов.
Поехали на метро до Серкуса Максимуса, отсюда дошли до термы Каракаллы. Невероятного размера «банно-прачечный трест». Эту архитектуру копирует Пенстейшн в Нью Йорке.