26.12.2011 | Путешествия
Тридцать лет спустя — 7К всечеловеческим яснеющим в Тоскане
18 июля
Флоренция – проливной дождь. Марк потерял зонт – купили у негра на вокзале за 6 евро. Какой-то хлипкий, наверно в поездах подбирает брошенные зонты. Пошли в отель, два шага отошли от вокзала и, вот она, Санта Мария Новелла, в зелено-белую полоску. Во Флоренции были с Вадиком тридцать лет назад. Денег не было не только поесть, но даже кофе выпить, но эти бело-зеленые мозаики фасадов поразили и запомнились на всю жизнь.
Перешли Арно и пришли в отель. Он еще закрыт. Отель называется Форестерия Вальдизи. Держат остатки ордена Вальдийцев – еретиков 12 века. Марк и Лена жили тут в прошлый приезд по совету моей итальянской коллеги - Габриэллы. Чудное место, дворец 17 века, уютно. Поспали, пошли в Палаццио Питти, мрачную махину крепостого вида. На той же площади жил Достоевский. Купили в Питти билеты в Уффици. По интернету жулики продавали билеты задорого. Тут купили дешево и без очереди. Купили в магазинчике сыр, хлеб, сервилат, помидоры, оливки, зеленое песто из кедровых орехов и базилика. Все так вкусно. Опять гуляли. Наш отель очень здорово расположен, до всего рукой подать. Дуомо, дом Буанаротти. Масса туристов из Восточной Европы. Тридцать лет назад было много молодежи из Западной Европы – хичхайкеров. Они просили денег на кофе. Теперь просят профессиональные нищие, одни из них распростерты ниц на тротуарах, другие, воздев очи, тянут растопыренную кисть. Итальянское барокко. Видна школа.
Кругом торгуют красивыми изделиями из кожи. Опять накупили кучу еды и итальянское пиво. Эти вечерние трапезы с пивом были поразительные, я со стоном все поедала.
Узкая улочка, вечером страшный шум от мотоциклов, но ночью утихло.
19 июля
С утра писали с моста. Жарко, парит. В 12:45 билет в Уффици: очереди, страшная неразбериха. Мы встали в короткую очередь с билетами. Красивая лоджия с портретами Римских императоров. Но самое поразительное – это вид из окон. Он совершенно забивает все, что висит на стенах. Мой любимый Учелло «Битва» в реставрации. Гирляндайо, Понтормо, Тициан. Хуго ван дер Гоес лучше всего.
К вечеру пошли писать. Поднялись выше по своей улице, прошли через Римские ворота, над ними сады Боболи. Рядом художественный институт, в парке мерзкие современные скульптуры, нечто подобно, только побольше, стоит перед Палаццо Питти. Человеческая скульптура в лягушачей позе вся обкленная треугольными плитками. Начался дождь. Писали во дворе Форестерии под аркадой. Гуляли, ели мороженое, я - лимонное, Марк – фисташковое и шоколадное. Купили мороженое на углу нашей улицы, виа дель Серральи у Арно. Здесь всегда толпятся итальянцы, хороший признак.
Купили итальянское пиво. Поужинали в номере.
20 июля
Пошли посмотреть на завтрак в отеле. За двумя длинными столами сидит по 10 девушек и со скукой смотрит себе в миски. «Монастырская трапеза». Ушли, выпили эспрессо в маленьком заведении через дорогу, в комнате в глубине (в 8 утра!) люди кидали деньги в игральные автоматы. Купили свежий хлеб в булочной, которую заметили вчера. В овощном купили продолговатые помидоры, попробовать. Марк сказал, что некоторые помидоры для еды, а другие для соуса. Вчерашние разлапые, дольчатые были превосходными.
Пошли в капеллу Бранкаччи, в квартале от нас. Верхний ряд фресок – Мазаччо, нижний Филиппино Липпи. Очень смешная у Мазаччо рыдающая Ева, в сцене изгнания из рая. «Ну, почему выгнал? Я только кусок откусила.» У Липпи замечательные портреты. Пошли в Сан-Фелициано смотреть Понтормо. Из всего маньеризма только его люблю. Фигуры нарочито деформированные, но всегда с движением, летящие. За один евро включают свет на одну минуту. Жадные итальяшки! Репутации Понтормо очень повредил Вазари, поэтому очень мало его работ сохранилось. Остальное в соборе тяжелая барочная архитектура и роспись.
Пошли в капеллу Медичи смотреть Микельанжело. Очень красиво, особенно хороши мужские фигуры. Просто и архитектурно хорошо.
Гуляли к Баптистерию. По-моему, двери Гиберти к нему не подходят. Они слишком ювелирные и фигуры мелкие.
Купили пиццу – помидоры с аругалой. Сок из апельсинов-корольков, чудесный, густой, натуральный.
На Понте Веккио золотая река - ювелирные магазины, и какие виды у них из окон!
После полудня гуляли по дороге Сан Леонардо вверх по холмам над Флоренцией. Узкая дорога, между старых стен и садов и виды города. Дом Галилея, дом, где жил Чайковский.
21 июля.
Поехали в Ареццо смотреть Пьеро делла Франческо. Поезда ходят очень часто. До Ареццо час с небольшим. Во все глаза смотрели в окна – картинные пейзажи Тосканы. Крепости и городки на горах. Вышли на вокзальную площадь, видна крепость на вершине горы. Туда и направились. В собор, где фрески Пьеро делла Франческо, запускают каждые полчаса. Купили билеты. Ареццо сильно бомбили, фрески в соборе повреждены, но Перро делла Франческо сохранился, хотя и с лакунами.
Красиво по цвету, хорошие группы, красиво написаны одежды и складки. Потрясающая ночная сцена: спящий с палатке. Напряжение и волшебство ночной тишины.
Гуляли наверх в парк, вид Тосканы с холмами, горами, оливковыми садами. Писали акварель, но слишком большой мотив. Вернулись к центральной площади, где раз в год происходит палия – средневековое состязание на лошадях. Ели в галлерее в ресторане Вазари (он был родом из Ареццо) тортеллини и лазанью. Очень вкусно. Красивый свет через арки в галлерее. Рядом ели молодые русские, он очень толстый – ел мороженое и запивал пивом. Опять писали акварель на узенькой улочке, на этот раз архитектуру.
В 7:20 домой во Флоренцию (!) Решили ехать в Сиену завтра. Ночью жуткий шум на улице, как на стройке. Что-то ремонтировали.
22 июля
Из-за ночного шума не выспалась. Пошли на вокзал. Поезд на Сиену в 9:50 отменили. Вышли в кафе на вокзальной площади, выпили кофе. Поезд в 10:30 тоже отменили. Пошли смотреть внутренний двор и Испанскую часовню при церкви Санта Мария Новелла, рядом с вокзалом. Андреа ди Бонаюто, он же Андреа ди Фиренцо в хорошей сохранности, красиво по цвету и организации. Учелло очень постарадал. Малюсенькие фрагменты, видны красное небо и деревья, хорошо написанные. По всей аркаде очень хорошие портреты в формате рондо.
11:50 поезд тоже отменили. Оказывается забастовка. Какой-то профсоюз бастует, а рабочие желдора в поддержку их тоже. В Италии с этим запроста, сколько раз нам приходилось ходить пешком на нашу окраину из-за забастовок метрополитена в 1981 году. Пошли досматривать Санта Мария Новеллу. Стояли в длинной очереди во дворе, с сильным запахом гнилой воды. Этот запах есть в разных местах Флоренции.
К вечеру пошли писать на ступенях капеллы Бранкаччи. Вокруг разыгрывалось театральное действо. Прошли двое пьяниц, один на ногах не стоял. Тот, который еще стоял, ушел, а совсем пьяный попробовал взгромоздиться на велосипед, но только поехал, как упал. К нему подошли двое пожилых мужчин, которые, сильно жестикулируя, увещевали его оставить эту затею. В качестве средства убеждения они аппелировали к своему возрасту, более зрелому и мудрому. Пьянчуга после некоторого сопротивления, согласился и уселся на ступени. Через несколько минут вернулся его дружок с бутылкой вина в обществе еще одного пьяницы. Дальнейшее распивание происходило под выразительный монолог дружка, причем рефреном повторялись слова: «Vino bianco, vino rosso». Неудачливый велосипедист только одобрительно мычал.
Купили всякую снедь на ужин и пошли гулять по набережной. Я увидела стрелку «Сан Миниато» и вспомнила, что это знаменитая церковь. Мы стали подниматься. Сначала оказались на огромной обзорной площадке – пьяцца Микельанжело. Туристское, забитое людьми и сувенирными лавками место. Отсюда еще немного подняться по изумительному парку к Сан Миниато в бело-зеленой мозаике. Внизу Арно и вечерняя Флоренция.
Спустились, пошли на тот берег к Санта Кроче, и Уфицци. Несмотря на вечер, музей палаццо Веккио открыт.
23 июля
В 10:10 поезд на Сиену. Из поезда видели несколько средневековых городков на скалах. В Сиену час с небольшим. Внутри огромного вокзала в подвальном этаже масса магазинов и чудный супермаркет, с большим отделом деликатесов. Купили всякой вкусной еды. Сели в автобус. Покружились по серпантину вверх и приехали к старому городу. Перед тем, как гулять, в сквере перед памятником Гарибальди поели. Сиена сохранилась в своем древнем виде, как огромная крепость, встроенная в гору. Она гораздо больше и мощнее, чем я ожидала. В соборе, огромном, в капелле замечательный Пинтурикио. На одной из фресок на первом плане происходит благочестивая сцена, а сзади, на балконе дворца, муж бьет жену.
Русский музыкант перед собором играет на баяне Вивальди, Моцарта и еще что-то. Между концертами устраивает перекур. На соборной площади столпотворение туристов. Гуляли по узеньким улочкам и бесконечным лестницам. Водоем в аркаде вырубленной в горе – ледяная ключевая вода. На горе колоссальный собор рядом с замком Св. Катерины Сиенской, Роспись погибла – выглядит как огромный вокзал.
В музее очень хороший Дуччо. В Сиене в 13-14 веках была гигантомания. Церкви и публичные здания огромные. Главный собор хотели увеличить и построить самый большой собор в мире. (Кажется самый большой я видела в Севилье, на месте мечети). Одну стену построили, устрашающего размера, вдоль всей площади. Но идею оставили, видимо, город пришел в упадок.
Решили поесть, но все закрыто до обеда, 7-ми часов. Зашли в Греческое кафе, ели противные разогретые макароны. Поехали на автобусе на вокзал, причем автобусные билеты почему-то продавались в табачной лавке, поди знай.
24 июля
С утра гроза и дождь. После 12-ти прошел. Пошли в Баптистерий, на той же площади, что и Дуомо. Очередь небольшая. Баптистерий – восьмиугольник с простой геометрической отделкой, поразительный внутри. Число восемь в христианской символике означает восстановление, посвящение, рай.
Внутри византийские мозаики невероятного качества и сохранности. Смешной дьявол в сцене страшного суда с аппетитом поедающий грешника. Народа не много и можно спокойно посмотреть.
В Дуомо очередь на кварталы, Марк сказал, нет смысла ждать, ничего особенного внутри нет. Пошли в Оспедале дельи Инноченти. Очаровательные медальоны Луки делла Роббио со спеленутыми младенцами. Здесь принимали у матерей ненужных им новорожденных без лишних вопросов. Кажется первое такого рода учреждение в Европе. Не знаю, куда теперь сдают младенцев, в здании художественный музей, правда, небольшой. Ботичелли мадонна и потрясающий Гирляндайо. Цвета в очень хорошей сохранности, прекрасные портретные лица.
Съели кебаб на ланч. Пошли в Сан Миниато. Туда ползти в гору, как на Голгофу. Поразительное место, видно всю Флоренцию. Фрески Дуччо и в центральной части византийская мозаика.
Вечером пошли в церковь Огнесанти смотреть «Тайную вечерю» Гирляндайо. В церкви замечательный «Святой Иероним» Гирляндайо и «Святой Августин» Ботичелли, который в этой церкви и похоронен. «Тайная вечеря» находится рядом в трапезной монастыря, открыта в понедельник утром.
Чудный ужин в ресторанчике – рыба, овощи и салат. Носится с криками маленький сын хозяина, а старший уже помогает.
Рышард Джевецкий, мой старый краковский знакомый отозвался. Живет в избе в лесу, а вовсе не в Кракове. Бегом от культуры назад к природе.
25 июля
С утра пошли в Огнесанти. Галерея во дворе монастыря замечательно расписана в Венецианском стиле. Красивая и неожиданная для Италии зимняя сцена. В трапезной на всю стену «Тайная вечеря» Гирляндайо. Долго сидели перед ней. Прекрасно архитектурно вписана в стену, и какой свет, какие характеры. Вершина возрождения! Невозможно оторваться.
В Санта Тринита – фрески Гирляндайо. Одна, с падающим из окна мальчиком. Прекрасные характеры и портреты.
Писали акварель в садике. Подошли двое, страдальческие, как у святых, лица наркоманов, подьехал тип на велосипеде, подвез героин. Наркоманы его быстро разболтали в термосе, поделили на два шприца и вкололи, причем один спустил штаны и колол куда-то в пах. А второй укусил себя за руку и вколол в вену. После этого счастливые удалились.
Пошли в О'Бадья, здесь Филиппино Липпи, но слишком темно. Через переулок оратория Сан Мартин. Школа Гирляндайо – очень хорошие фрески. Сюжеты – раздача разных вещей бедным. Роженице монах черного петушка на суп приносит. В Сан Спирито Филиппино Липпи в реставрации. В капелле фреска в стиле двора Огнесанти с красивым пейзажем. В самой церкви несколько мадонн в стиле Перуджино.
Вечером гуляли к нашей любимой Сан Миниато. Девушки, с парапета, глядя на Флоренцию и закат солнца, писали абстрактно-экспрессионистические акварели. Смешивали все цвета на мокрой бумаге.
26 июля
Заплатили за отель. 540 евро за 9 ночей на двоих, не дорого. Правда, еще спросили 60 евро налога, мол, мы их платим городу за право иметь бизнес. Я спросила: «Медичи платите?»
Пошли в Сан Аполлонию. Смотрели «Тайную вечерю» Андреа дель Кастанио. Потрясающая, хотя лица у апостолов очень злодейские. Может в этом есть жизненная правда. Замечательно написаны мраморные панели, как абстрактная живопись. В этом году я хотела написать такой мрамор в столовой клиентов, (увидев репродукцию «Тайной вечери» Кастанио), но это не случилось.
Иисус, поддерживаемый ангелами, тоже очень хороший. Из под него при реставрации вынули подготовительный рисунок – очень сильный. Репутации Кастаньо навредил Вазари, обвинив его в убийстве Венециано, который, кстати, умер позже Кастаньо. Во дворе фреска, возможно Понтормо, фигура мальчика точно его.
Купили билет в Неаполь. Скорый поезд всего 3 час езды. На ланч съели чудное жаркое из свинины в ресторане по соседству с Форестерией. Я заметила, что туда ходят местные, владельцы магазинов по соседству. Всегда хороший признак.
Переехали во Францию, в Ивуар – средневековую деревню со древним замком и городскими стенами. Деревня или маленький городок, невозможно хорошенький, с цветами на всех окнах, полон туристов.
Поехали на метро до Серкуса Максимуса, отсюда дошли до термы Каракаллы. Невероятного размера «банно-прачечный трест». Эту архитектуру копирует Пенстейшн в Нью Йорке.