Нет, зря мы всячески обсмеяли премьерского пресс-секретаря, когда тот прямо и откровенно поведал, что в брежневском правлении было немало хорошего, например, достижения в сельском хозяйстве. Как и положено пресс-секретарю, г-н Песков предупреждал нас о приближении неминуемого. А именно тяжелой формы государственного маразма. И вот маразм наступил.
В недавнем своем телеинтервью Владимир Путин объяснил, чем он сам, а заодно и Медведев отличаются от советских лидеров: отличной физической формой и способностью много и продуктивно работать. На этой неделе тандемократы продемонстрировали подведомственному народу, на что они намерены расходовать переполняющую их энергию. Сначала кидали друг другу волан, попутно разъясняя гражданам, что именно бадминтон вырабатывает быструю реакцию, столь необходимую при принятии важных решений. Потом сели в комбайны и ну кукурузу молотить.
А зерно из обоих комбайнов лилось в один грузовик. Что, по замыслу пиарщиков, очевидно, должно было символизировать, во-первых, нерушимое единство тандема и, во-вторых, его неутомимую работу на благо России. А до выборов еще больше месяца.
Даже подумать страшно, какие ужимки и прыжки нам продемонстрируют на следующей неделе. Совместный полет на сверхзвуковом истребителе (при этом настоящему пилоту придется сидеть у Путина на коленях)? А может быть, исполнят дуэтом «С чего начинается Родина» в каком-нибудь телешоу (при этом на самом деле петь будут Надежда Бабкина и Александр Буйнов)? Или вместе публично подвергнут порке экс-мэра Лужкова, который, понеся немалые потери, вдруг начал не ко времени разглагольствовать о несовершенствах российской политической системы? Гипербола «Наш дурдом голосует за Путина» на наших глазах становится реальностью.
Да, физическая дряхлость членов Политбюро была наглядной иллюстрацией эпохи брежневского маразма, но не сутью его. А суть заключалась в полном отчуждении народа от власти. Народ, позевывая, смотрел по телевизору, как генсек, неспособный членораздельно произнести три фразы, увешивает себя высшими государственными наградами, как лизоблюды придумывают ему всевозможные подвиги, которые оправдывали бы эти ордена.
При этом всем, абсолютно всем, было совершенно очевидно: к тому, что было на самом деле, это не имеет никакого отношения. Наиболее благонамеренные граждане, правда, уговаривали себя, что этот ежедневный спектакль разыгрывается для укрепления авторитета высшей власти страны.
Ну и чем, скажите, нынешний фарс отличается от того, что разыгрывали в СССР лет тридцать назад? Разве что периодической демонстрацией обнаженного торса нынешнего главного начальника. А еще периодической болтовней про модернизацию. На этой неделе специалист по айфонам и айпэдам в очередной раз (как бы не в последний) поигрался в свои любимые инновации. Незаменимый нанотехнолог Чубайс продемонстрировал ему магазин будущего, где на товары будут нанесены особые радиометки, благодаря которым можно мгновенно определить стоимость всех выбранных покупок. Однако сей проект является, похоже, единственным достижением отечественных инноваторов. Это замечательным образом продемонстрировал Медведев в своем выступлении на международном форуме по нанотехнологии.
Начал он, как водится, во здравие, поведав, как под его руководством были «созданы так называемые звенья инновационного лифта, необходимые для воплощения конкретных научных идей, проекты, технологии, сформирована нормативно-правовая база, работают институты развития, на финансирование которых выделено почти полтриллиона рублей».
Понятное дело, что лифт, состоящий из звеньев, вряд ли будет функционировать. О чем его создатель поведал в том же выступлении: «Такой инновационный лифт далеко не всегда срабатывает в полной мере, он просто застревает где-то». Выступавший на том же форуме Чубайс деликатно поставил диагноз: «В последние годы экономическая жизнь в России развивалась, а политическая — деградировала. В моем понимании эта ситуация не может продолжаться долго. Рано или поздно эти две стороны одной медали, эти два процесса должны дополнить друг друга». То есть рано или поздно политическая деградация остановит любое экономическое развитие. Собственно говоря, это уже происходит. Политика в России кончилась. Дело за экономикой. Остался, если говорить словами президента, только «пиар голимый».
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»