Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

13.10.2011 | Современный танец

Уличные

Проститутки и птичий грипп на фестивале Tanz im August в Берлине

Хореограф Массиди Адьяту живет на две страны — во Франции он уже больше пятнадцати лет работаeт со своей компанией N’Soleh. В Абиджане (Берег Слоновой Кости), где у Адьяту множество друзей, после гражданской войны негде даже репетировать. Зато ресурс в стране — человеческий и танцевальный, как показал привезенный на Tanz im August спектакль La Rue Princesse («Улица Принцесс»), неисчерпаемый.

Амбиция авторов — Адьяту и его супруги, танцовщицы Дженни Мециле — собственно, в том и заключалась, чтобы открыть миру новое танцевальное месторождение, а именно улицу Принцесс в Абиджане, где коренные жители ежевечерне соревнуются в новоизобретенных танцах, борясь за внимание и кошелек туристической публики. Не только из любви к искусству, в основном чтобы выжить: танцем на улице Принцесс одна из артисток компании кормит 16 братьев и сестер и оплачивает школу маленькой дочери.

Эту новую городскую танцкультуру одиннадцать танцовщиков N’Soleh и представляют, копируя на сцене обстановку типичного для улицы Принцесс клуба с его завсегдатаями. Парнями, что зарабатывают на жизнь, присматривая за машинами богатеев (эффектное дефиле с игрушечными машинками, которые артисты таскают за собой на веревочках). Профессионалками, практикующими местный модный эротический танец — «двигай попой» (документальные кадры подтверждают, что на этом можно заработать). Трансвеститами, что соревнуются на танцполе с брутального вида парнями в искусстве соединять лунную походку Джексона с техническими безумствами брейк-данса, элементами диско и, казалось бы, вообще канувшими в Лету «грязными танцами» эпохи хастл, буги-вуги и акробатического рок-н-ролла.

На улице Принцесс, утверждает Адьяту, из этого сумасшедшего микса уже родилось много чего новенького: например, популярныe «Птичий грипп-dance» и Guantanamo-dance.

Подбирать идеи с улицы современному танцу не впервой. Хип-хоп, давно легализованный французами как сценический жанр (его, кстати, много на Tanz im August этого года), тому доказательство. Правда, когда на этом языке — перепляса и соревнования — хореографы начинают серьезные мысли думать, выглядит это подчас комично. Чем авторы La Rue Princesse, к счастью, не страдают и презентуют cвой Urban dance без особой рефлексии. В этом разудалом ревю потому и нет места размышлениям о жизни, что оно ею собственно и наполнено.

Танцпол на улице Принцесс — место, где аккумулируется и выплескивается городская энергия. Все то, что скопилось за годы гражданской войны и породило удивительный гедонизм — люди получают забытое удовольствие от самой возможности танцевать вместе. Эти новые «грязные танцы» — смесь техно и этнических ритмов — удивительно заразительны. В финале La Rue Princesse африканские артисты вытащили на сцену берлинского театра Podewil добрых ползала. Никто особенно и не сопротивлялся. Зрители так увлеченно двигали бедрами и так старательно трясли попами, словно им заплатили самый большой гонорар в мире.

К суровой реальности, царящей на европейских городских улицах, вернул спектакль Перин Валли Je pense comme une fille enleve sa robe. Хореограф из Женевы и ее коллега танцовщица Дженнифер Бонн сделали проект, апеллирующий к той же индустрии развлечений, что фигурирует в La Rue Princesse. Но взгляд на огни и витрины ночного города здесь исполнен социальной критики и феминистски строг к эксплуатации обнаженного женского тела (трудно представить такой у авторов La Rue Princesse, с карнавальной беспечностью «торгующих» попками и бюстами). Без психоанализа тоже не обошлось. Авторы, как сказано в программке, снимающие табу с темы проституции, мир ночных бабочек подвергли серьезной формальной деконструкции. Рационально и грамотно, как учат в танцевальных академиях. Перекатываясь по полу и столешнице, молитвенно складывая руки и широко раздвигая ноги, танцовщицы «исследуют» вертикальное и горизонтальное положения как основные в жизни проститутки. То раздеваясь догола, то снова натягивая трусы и лифчики, «тянут» время их жизни. За сценой слышен звук каблучков — девушка возвращается с работы по пустой утренней улице. На сцене красуется дорожная пунктирная разметка, намекающая на одно из пространств жизни проститутки: машина с клиентом.

Все ужасно правильно и ужасно скучно. Кроме разве что прелестного романтического финала, в котором сказка вдруг самым нелогичным образом побеждает реальность: по обнаженному телу танцовщицы прыгают и водят хороводы маленькие светящиеся человечки, а за сценой слышны голоса играющих детей. Этот «сон проститутки», напоминающий лучшие световые аттракционы кабаре «Крейзи хорс», хочется посмотреть еще раз: правды в креативной фантазии всегда больше, чем в унылом анализе реальной жизни. Чему учит и праздничная улица Принцесс. 



Источник: "Московские новосте", 18 августа, 2011,








Рекомендованные материалы



Израильский современный танец как новое медиа

Израильский современный танец очень знаменит, и, надо сказать, что сегодня он воспринимается как самое актуальное из всех перформативных искусств в стране, язык которого позволяет художникам размышлять о болезненных темах сегодняшнего дня, о себе и об обществе. Для израильтян существенно, что этот язык телесный, но вместе с тем он обладает напряженной интеллектуальностью.


Кто автор? или Монтаж персонажа.

«Все пути ведут на Север» – спектакль о том, что мы одиноки всегда и никогда. Это совместная работа бельгийского хореографа Карин Понтьес и труппы современного танца театра «Балет Москва». Карин не просто сочинила хореографию, а танцовщики ее исполнили, их творческие взаимоотношения строились сложнее.